Для чего у аутичных деток необходимо тренировать контакт в глаза

Контакт в глазаЧастым, но не обязательным, признаком раннего детского аутизма является неспособность ребенка длительно смотреть в глаза другому человеку. Казалось бы — простая мелочь. Но обычно именно с выработки этого навыка мы начинаем коррекционную программу с ребенком. Почему?

Я намеренно опускаю в данной статье рассуждения о различных проявлениях детского аутизма. Хочу поговорить о важности приобретения для таких деток навыка удерживания контакта в глаза. Почему этот простой навык, если его нет у ребенка с РДА столь важен? Нарушение зрительного контакта в глаза влечет за собой сложности в приобретении других навыков, а также в обучении самого ребенка. Как известно, дети учатся через подражание. Если малыш не смотрит на взрослого, ему сложнее усваивать и копировать любые навыки: социальные, учебные, самообслуживания и т.д. В связи с этим могут наблюдаться не только проблемы в обучении, но и задержка речевого развития, ведь малыш учится разговаривать, глядя на взрослых и запоминая артикуляцию (хочу подчеркнуть, что сама по себе задержка речевого развития не поддается коррекции только через выработку описанного навыка) . В этом же состоит и сложность логопедической работы с детьми с РДА, поскольку не все логопеды начинают свои занятия с того, чтобы приучить малыша смотреть в глаза и на лицо взрослого.

На этом этапе необходимо помогать ребенку: подбадривать, хвалить, а иногда даже уместно поощрение лакомствами, если малышу удается удержать контакт в глаза: смотреть на взрослого и несколько секунд не отводить взгляд. Еще можно прицепить яркий клоунский нос или намазать нос красной краской, чтоб бросался в глаза, — с некоторыми детками этот прием хорошо помогает. Обычно на консультации коррекционный психолог и дефектолог обучает родителей, как заниматься с ребенком для установления зрительного контакта. Как правило, после успешного усвоения навыка у ребенка с РДА (если раньше навык зрительного контакта в глаза отсутствовал), малыш начинает лучше усваивать другие задания, лучше развивается речь. И, безусловно, усвоение этого навыка должно предшествовать занятиям с логопедом, поскольку иначе ребенку будет крайне затруднительно выполнять задания на подражание артикуляции и звукам.

Запись опубликована в рубрике Методики, Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.