Как научить ребенка безопасному поведению

Можно и нельзя

Достаточно часто в консультативной практике мне приходится сталкиваться с вопросом родителей: как научить ребенка безопасно вести себя в быту, на улице, с незнакомыми людьми. Не мудрствуя лукаво, я предлагаю рассмотреть этот вопрос с точки зрения простого житейского здравого смысла. Что это означает? Ваш ребенок растёт, и с каждым годом прибавляется как степень его самостоятельности, так и степень его ответственности за собственное поведение, поступки и т. д. Это нормальный процесс развития личности, который не должны останавливать ни война, ни голод, ни эпидемии.

Наиболее распространенная ошибка: родители боятся предоставить ребенку самостоятельность соответственно его возрасту, проецируя на него свои страхи (рост преступности, насилия и т. д.), при этом ребенок не обучается навыкам ответственности за себя, навыкам принятия самостоятельных решений соответственно возрасту, а значит, окажись он в сложной ситуации — рискует растеряться и оказаться совершенно беспомощным. Круг замыкается: родительские страхи оправдываются. Каков же выход из данной ситуации? Во-первых, родительские страхи часто основываются на собственном травматичном опыте, а с этим надо идти к психологу, чтобы ваш ребенок не стал неосознанно воплощать в жизнь ваши опасения и страхи. Обычно уходит от одной до трех встреч, чтобы родители научились различать собственные непроработанные страхи от тревоги и заботы о ребенке, а значит, управлять ими. Далее мы разрабатываем стратегию: как и чему нужно учить ребенка в отношении безопасного поведения соответственно его возрасту. Обычно дети очень легко и быстро осваивают эти правила, особенно если они преподносятся в игровой форме.

Опасность

Я постараюсь в сжатой форме изложить основные принципы воспитания у детей безопасного поведения. Очень важно понять, что, запугивая ребенка и рассказывая ему разные «ужасы», которые могут с ним приключиться, родители не всегда правильно поступают. Да, ребенок должен объективно знать о том, что может с ним произойти, но еще более важно для него понимание, как правильно поступать в той или иной ситуации и то, что он может в любом случае рассчитывать на понимание и поддержку со стороны родителей. К сожалению, в нашем обществе все еще негласно поддерживается миф о том, что жертва насилия всегда сама виновна, но в действительности это не более чем миф. Доверительные отношения в семье — залог того, что ваш ребенок во всех сомнительных случаях будет идти к вам и обо всем рассказывать. В большинстве случаев именно такие отношения между родителями и детьми помогают предотвратить попытки насилия. Немаловажно в развитии у ребенка навыков безопасного поведения учитывать и его возраст. Известный американский психотерапевт Пола Статмэн разработала систему принципов безопасного поведения ребенка соответственно его возрасту.

Уже детям дошкольного возраста можно и нужно прививать полезные навыки. Самое главное преимущество в воспитании малышей — они обожают правила. В этом возрасте необходимо заложить основы понятий: что безопасно, а что нет. Особенно хорошо эти навыки усвоит ребенок, когда они будут подкреплены понятными для них аргументами. Обычно к трем годам все дети уже умеют называть свои части тела и могут усвоить, что некоторые из них интимны. Уже в этом возрасте желательно научить детей разнице между «хорошими» и «плохими» прикосновениями. Все это поможет ребенку в случае домогательства правильно определить, какие из частей его тела подверглись насилию. Ваш ребенок должен уметь сказать или даже крикнуть при случае «Нет!» любому взрослому, чьи прикосновения ему не понравятся. Вы можете дома тренировать этот навык с ребенком в игровой форме. Приучите вашего ребенка, чтобы он всегда спрашивал разрешения у вас принять подарок от взрослого. Дошколята должны уметь разбираться в степени доверия к близким людям, знакомым и незнакомым людям. Также необходимо научить ребенка идентифицирующей информации о себе: домашний адрес, телефон имена и фамилии родителей, телефоны родственников и т. п. И главное, что необходимо внушать детям в любом возрасте: никто не имеет права заставлять ребенка хранить что-либо в тайне от родителей.

В период младшего школьного возраста навыки безопасного поведения совершенствуются и расширяются. Ваш ребенок уже выучил необходимую информацию о себе. Научите его пользоваться в случае нужды ею: к кому он может обратиться за помощью (милиция, охранники, продавцы в магазине, соседи и т. д.). Нелишне будет потренироваться с ним в этом. Научите ребенка прислушиваться к своим чувствам, в том числе и к внутреннему «сигналу тревоги», особенно при общении с незнакомыми людьми. Таким образом, вы приучите его к быстрой защитной реакции на подозрительные или опасные ситуации. Если ребенок уже сам гуляет во дворе дома, приучите его, чтобы он все время оставался с приятелем. Научите его правильно отвечать на телефонные звонки или звонки в дверь. Уже в этом возрасте можно расширить понятия ребенка о запрещенных прикосновениях. Объясните ему что в нашем мире существуют взрослые, хоть их и не много, которые хотят дружить с детьми из-за того, что не могут получить сексуальное удовлетворение от контактов с людьми своего возраста, и что такие люди находятся вне закона. Ребенок должен научиться отказываться от любых просьб или видов подкупа со стороны незнакомцев и обязательно оповещать об этом родителей. В этом возрасте детей можно обучить навыку, который называется «кричать, бежать, рассказывать». Это правило дети легко запоминают и охотно следуют ему, если кто-либо пытается их похитить. Научите ребенка специальным словам, наподобие: «Отпусти меня, я тебя не знаю, ты хочешь украсть меня!» Эти слова наверняка отпугнут преступника и привлекут к себе больше внимания окружающих, чем обычное «Помогите!».

Насилие над детьми

Дети старше 10 лет уже должны усвоить, что сексуальные отношения со взрослыми очень вредны для них и противозаконны. Если ваш ребенок ходит сам в школу, вам нужно вместе с ним определить «островки безопасности» на протяжении всего маршрута: это может быть магазин, аптека, отделение милиции, банк и т. п. Обеспечьте возможность для развития навыков самостоятельного решения проблем и принятия решений.

И последнее, самое главное: в любом возрасте развивайте у ребенка уверенность в себе, стройте с ним доверительные отношения. И помните, что дети, обделенные родительской любовью, вниманием и лаской, чаще других становятся жертвами сексуальных преступников.

Уверенность

Запись опубликована в рубрике Дети, Мои заметки, Психотерапия, Семья с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.