О страхах родителей детей-«особят», или Как перестать себя разрушать

Море

Почти каждый раз при первом знакомстве с родителями ребенка-«особёнка» повторяется одна и та же проблема: когда ребенку первоначально ставят «диагноз», родители, напуганные неприятными новостями, судорожно и торопливо начинают искать «причину». И запускается крайне саморазрушительный процесс. Почему? Потому что в большинстве случаев «виновника» или причину, почему с ребенком произошло такое, найти невозможно. В современной медицине есть еще много «белых пятен» и вопросов, на которые нет однозначных ответов. Я видела довольно много детей с хорошими результатами электроэнцефалографии и МРТ, однако у этих деток стоял непростой диагноз, к примеру «аутизм». У некоторых из детей была очень гладкая история развития вплоть до первого всплеска болезни. В интернете блуждает много мифов по поводу возникновения неврологических и психических заболеваний у детей, связанных с прививками, с диетами и многих других. Однако, если серьезно исследовать эту проблему — ни один из этих мифов до сих пор не доказан. Например, до сих пор я не видела ни одного ребенка, которого «вылечили» от аутизма при помощи «безглютеновой и безказеиновой диеты». Как правило, параллельно с такой диетой, ребенок получал другие виды лечения и психолого-педагогической коррекции. И в этих случаях достоверно сложно сказать, только ли диета послужила улучшению состояния.

В настоящее время психика и мозг — все еще остаются для неврологов, нейрофизиологов и нейрохирургов малопредсказуемой областью. Есть редкие дети, у которых имеются нарушения в формировании мозга, но они растут и развиваются равнозначно со сверстниками. А есть дети, у которых головной мозг с т.з. современных методов исследования «в порядке», но что-то тормозит его развитие и не дает ребенку быть «таким, как все». Врачи до конца не могут пока объяснить эти явления. Говорю не понаслышке — сама видела, как тех, так и других.

Но родители упорно продолжают задавать себе два саморазрушающих вопроса: «Почему?» и «За что?». В какой-то момент им кажется, что, если найдутся ответы на них, станет легче. По опыту знаю, что не станет. Ни на тот, ни на другой вопрос в большинстве случаев нет не то что успокаивающих ответов, а зачастую даже — мало-мальски вразумительных. Это также, как искать ответы на вопросы: «Почему беременность наступает неожиданно» или «Почему близкий, родной и хороший человек ушел из жизни так рано?» Есть экзистенциальные проблемы, на которые сложно ответить с точки зрения человеческой рациональности. Да и наша жизнь, если на нее взглянуть с открытыми глазами, не поддается рациональному управлению. Она подвержена многим случайностям. Наша психика, сталкиваясь со стрессовыми переживаниями, часто старается справиться с ними путем рационализации: поиска рациональных объяснений случившемуся. Иногда да, на какое-то время тревога снижается, когда удается всё объяснить и расставить по полочкам, но только на некоторое время. И, к сожалению, такие рационализации в большинстве случаев не приводят к продуктивным или положительным изменениям самой жизни. Особенно в том случае, когда в семье ищется «виновник» болезни ребенка — тот, «чья наследственность» (а случается — «дурная карма») оказалась «испорченной». Сколько судеб и семей пострадали от такого рода рационализаций!

Поэтому я предлагаю подходить к этой проблеме с иной точки зрения. Наш мозг, конечно же, будет снова и снова требовать рациональных объяснений и упорядочивания жизни согласно логике. Я обычно своим клиентам предлагаю этот «голод за рациональностью и упорядоченностью», свойственный нашей психике, утолять иным образом. Можно сверять то, что я делаю и то, о чем я думаю с такой системой координат: укрепляет или разрушает это меня или мою жизнь? Полезно это для меня, моей жизни или токсично?

И с этой простой позиции многое становится на свои места. Например, поиск подходящих методов лечения идет на пользу как ребенку, так и семье, если они будут найдены. А поиск «генетически виновного» в болезни ребенка родственника проблемы не решает, а только загоняет ее в тупик. Так же, как и поиск ответа на вопрос «За что мне достался такой ребенок?» Расширение собственного кругозора относительно заболевания ребенка для родителей продуктивно. А хождение по «бабкам» чаще всего губительно для семейного бюджета и чревато потерей драгоценного времени, которое можно было бы потратить на лечение малыша.

Попробуйте эти принципы ввести в свою жизнь, проанализировать поступки и повторяющиеся мысли, и вы сами можете быть удивлены — как много иной раз мы делаем против себя.

Если я, к примеру, мысленно свожу счеты с обидчиками, строю целый диалоги, посвященные доказательству своей правоты — то я живу в состоянии войны, и таковой становится моя жизнь. Если же я сознательно поддерживаю те мысли и поступки, которые наполняют мою жизнь гармонией, то через несколько месяцев таких сознательных усилий, моё подсознание, автоматически начнет вычленять из окружающего мира то, что полезно для меня: информацию, людей, события. Это похоже на эмоциональную диету: на «столе» передо мной стоят разные «блюда» — доступные и не очень, полезные и вредные для организма. И я сам выбираю, что употреблять: отравлять себя или поддерживать (полезным общением, позитивными поступками). Единственная поправка: этот подход не предполагает отрицания своих негативных эмоций. Они всегда есть. Просто, попереживав некоторое время, я вправе сознательно выбирать: ругать мне кого-то в случившемся или, учитывая реальность, в которой живу, перестраивать свою жизнь с пользой для себя.

Вот по этому же принципу можно и планировать программу выхода из кризисного или «тупикового» состояния. Такой подход экономит много времени и бережет силы для полезных изменений в судьбе. Вводя такую «тренировку для мозга» человек может существенно помочь себе найти выход их тупиковой ситуации, выйти из кризиса, решить проблему, которая, на первый взгляд, казалась нерешаемой.

Неважно, сколько ресурсов имеется в наличии; если не знать, как их использовать, их никогда не будет достаточно

Для себя лично я вывела еще одну продуктивную аксиому: заменять слова «За что…» и «Почему…» на «Для чего это мне? Что полезного для себя я могу извлечь из этой ситуации?» и т.п.

Да, такая перестройка мышления потребует от человека на первых порах сил и настойчивости и еще отказа от позиции беспомощной жертвы (но не все готовы перестать страдать, увы). И этот способ мышления стоит того, чтобы начать его применять. Он уводит нас от саморазрушающих мыслей, вопросов, направляя нашу энергию в конструктивное русло. Если мое подсознание привыкает в любой ситуации находить реальную пользу, хотя бы минимальную, то эта польза начнет в моей жизни появляться все чаще и чаще.

Предвижу распространенный родительский вопрос: А для чего же у меня тогда родился такой «особенный ребенок»? Отвечу честно — не знаю. У каждого по-разному. Могу поделиться тем, какой вывод я для себя сделала, размышляя над этим вопросом. Этот вывод не универсален, но дает возможность посмотреть на проблему под другим углом зрения. Мой «особенный» ребенок меня в жизни очень стимулирует. По природе своей я очень ленива и нерешительна. Окажись я в тепличных и благоприятных условиях, наверняка бы жила, как плесень — не развиваясь и потребляя ресурсы. Многие родители подтвердят мои слова, что ответственность за такого ребенка не дает сидеть на месте, заставляет двигаться вперед. Для меня эта ответственность стала огромным профессиональным стимулом, но еще и помогла научиться мудрее относиться к жизни. Я стала смелее и напористей, научилась рисковать обдумано с пользой для себя. Для моего характера — однозначно полезные качества. Моя дочка меня очень изменила. И многие мысли в этой статье родились благодаря ей. Благодаря ей в мое жизни появились хорошие люди. Искренние и настоящие. Такие — которых не было в прошлой жизни, пока не было со мной моей доченьки. Иногда такие «особенные» детки, как призма, преломляют и усиливают все, что есть в нашей жизни. И хорошее, и плохое. Но это помогает разобраться в себе, своей жизни, а также понять кто я и зачем живу. Мое глубокое убеждение — мы приходим в эту жизнь, чтобы двигаться и развиваться, а не стоять на месте и обрастать мхом. Впрочем, у каждого есть право выбора.

Есть еще одна «вредность», которая часто создает проблемы при выходе из кризиса и усиливает родительские страхи. Сейчас, в лавине информации, особенно льющейся из сети интернет, легко утонуть, потеряться, заблудиться. Часто приходится наблюдать ситуацию, когда родители детей-«особят», прочитав умную литературу, предназначенную для специалистов-дефектологов, психиатров, самостоятельно ставят своему ребенку очень тяжелый диагноз, даже намного тяжелее имеющего место в реальности заболевания. Соответственно, «делается» безнадежный прогноз о будущем такого ребенка и, естественно, самой семьи. Вслед за этим к родителям приходят отчаяние, апатия, опускаются руки и кажется, что ребенку уже ничего не поможет.

Сколько сил потом у меня уходило на то, чтобы вернуть родителей к реальности и просто научить их видеть, как ребенок, хоть и маленькими шажочками, но продвигается вперед, делает успехи, осваивает новые навыки. Такое состояние родителей очень опасно для самого ребенка: даже неговорящий малыш чувствует, когда к нему предъявляют серьезные и завышенные требования и обесценивают, не замечают его маленькие успехи. Родителям эмоционально тяжело — им хочется, чтобы ребенок выздоровел поскорее, начал понимать (говорить, считать, читать и т.д.). За большой целью становятся незаметными маленькие успехи. И, ставя высокую планку для малыша, можно заведомо, на старте, лишить его всякого желания двигаться вперед. Детей нужно хвалить. А детей-«особят» нужно хвалить в 20-30 раз чаще, потому что их маленькие успехи достаются им тяжелым трудом. И этот труд надо ценить и поддерживать их усилия.

Включите на минутку фантазию и представьте себе, что Вы устроились на новую работу, и едва придя к себе на рабочее место, Вы слышите от начальника: «Куда стал?! Стань здесь! Как ты туфли надел? Что это такое!!! Ты можешь хоть раз нормально одеться?! Кто так чавкает во время еды?! Как ты держишь документы! Возьми левой рукой!!!»

Насколько Вам захочется в такой обстановке быть успешным в глазах Вашего начальства?

Узнаёте эту интонацию и эти требования? Часто наши дети становятся заложниками нашего стресса и даже наших завышенных ожиданий. Поэтому хвалите, хвалите, хвалите, ставьте новые задачи и помогайте малышу достигать их с удовольствием. А самое главное — находите хоть малюсенькое удовольствие в занятиях с Вашим ребенком, и он начнет отвечать Вам тем же! А результаты станут заметнее.

Может ли психолог помочь в вышеописанной конструктивной перестройке мышления?

Конечно! Опытный специалист обучен с точки зрения непредвзятого наблюдателя отслеживать и помогать Вам самому увидеть саморазрушительные привычные стереотипы мышления или повторяющиеся разрушительные поступки. Помочь Вам переориентировать свои привычки в конструктивное русло. И это совсем иное, нежели мифы современной поп-психологии. Я периодически сталкиваюсь с ошибочным мнением, что дескать, психология и психотерапия — этот определенный способ самообмана. Как в расхожем анекдоте:

Встречаются два приятеля.
— Как дела? — спрашивает один.
— Да плохо, вот энурез у меня, — жалуется другой.
— И что, ничего не помогает?
— Нет!
— Есть у меня хороший психотерапевт, сходи, поможет.
Встречаются через пару недель. Тот, что был грустным, теперь сияет от удовольствия.
— Был у психотерапевта?
— Был.
— Энурез вылечил?
— Нет, но теперь я им горжусь!!!

На самом все обстоит с точностью до наоборот. Грамотная психотерапия помогает увидеть жизнь такой, как она есть и, самое главное, — увидеть ресурсы и свои возможности самому человеку. Например, я могу тратить свою жизнь на самобичевание, на постоянную жалость к себе и гнев к «обидчикам». Так жизнь и пройдет мимо. А могу принять все случившееся таким, как оно есть и поискать в этом пользу для себя. Опыт показывает, что, как правило, определенная польза есть и в семейных кризисах: они помогают нам расти и становится мудрее. Если испытания, выпавшие на мою долю, делают меня мудрее — я, несомненно от этого выигрываю. А если я озлобляюсь и обижаюсь на жизнь, то становлюсь проигравшим на много лет вперед, а иногда — и на всю жизнь.

И здесь каждый сам выбирает — на что тратить свои силы и, в конечном итоге, саму жизнь…

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. — А. Эйнштейн

Запись опубликована в рубрике Дети, Кризисы и личностный рост, Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей, Психотерапия, Семья с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.