Архив рубрики: Патопсихология и коррекционная работа

Мой подход к работе коррекционного психолога

razvitie-rebenka-ot-1-god-8-month

Как я уже писала на своем сайте, кроме опыта профессиональной работы коррекционным психологом, который, в общей сложности составляет 7 лет, я еще и мама «особенного» ребенка. Личный жизненный опыт стал мощным ресурсом движения вперед в личном и профессиональном саморазвитии.

На сегодняшний день я использую синтезированный из нескольких развивающих методик подход.

Я — один из немногих специалистов, который работает по специализированной методике формирования речи у неговорящих детей (аутизм, ЗРР, ЗПРР и т.п.). Эта методика основана на пении и на хорошем знании онтогенеза (закономерностей развития) психики и речи. Она разработана московскими дефектологами и дает хорошие результаты с безречевыми детьми даже со сложной сочетанной патологией (например аутизм+ДЦП+алалия и т.п.). Мною эта методика адаптирована непосредственно для занятий с безречевыми детьми с РАС (расстройством аутического спектра). Успешно работающих специалистов такого профиля катастрофически не хватает. Например, в Украине мне известно о 2, в Беларуси тоже 2, в России на данный момент не знаю точное число (может, 10 или немногим более того), в Армении нет ни одного. Увы! Слишком сложная проблема — на стыке психологии, логопедии и дефектологии. Логопед, как правило, ожидает, что ребенка приведут к нему, когда он начнет хоть что-то говорить и сможет воспроизводить звуковые конструкции, повторять артикуляционные упражнения; а детский психолог полагает, что речь — это не его прерогатива. А что делать, если у ребенка аутичные черты, и ему попросту неинтересно ни общаться, ни сотрудничать со специалистом? И ему уже 3-4-5 лет, а может и больше? При обычном подходе такие дети «повисают в воздухе», остаются без должной узконаправленной специализированной помощи. Врачи часто предлагают родителям «ждать, пока сам не заговорит» или начинают усиленно лечить препаратами, АВА-тераписты предлагают способ альтернативной коммуникации — карточки PECS. Но даже на этой безречевой стадии ребенку можно помочь, минуя карточки PECS, «запустить» устную речь, эхолалии трансформировать в обращенную речь и коммуникацию. Я провожу обучающие семинары для родителей и специалистов, провожу скайп-консультации и супервизии для родителей и специалистов. И сейчас у меня маленькие клиенты в России, Украине и Беларуси. Также данная методика мною адаптирована под армянский язык, есть опыт успешной работы с детьми в Армении.

Еще моя работа существенно отличается, по словам родителей, от работы обычного дефектолога. Я сознательно вовлекаю родителей в терапевтический процесс и обучаю их приемам и методам, которые помогают им в развитии их малыша. Родители не пассивные, а активные участники на моих занятиях с ребенком. Можно сказать, что я работаю с семьей. Да, это трудоемко. Поэтому часто мы сталкиваемся с подходом, когда родителей просят выйти за дверь и подождать, когда закончатся занятия с ребенком. Но, по моим наблюдениям, если в семье воссоздается такая же терапевтическая обстановка, как и на занятиях, скорость положительных изменений у ребенка увеличивается в 3-5 раз, а то и больше. И тогда такой труд стоит того, чтобы ребенок заговорил, например, не через год-полгода занятий, а намного раньше. Об этом я много пишу и говорю в своих выступлениях. Семья — это та атмосфера, в которой нарушения развития ребенка могут как исцеляться, так и поддерживаться и разрастаться пышным цветом (когда родители, излишне опекая ребенка, создают «тепличные условия» для его нарушения развития). Но семейный терапевтический подход как раз помогает избежать таких проблем. Еще семейный подход помогает родителям не быть слишком привязанными и зависимыми от специалиста, поскольку они становятся непосредственными активными участниками коррекционного процесса и обученными специальными педагогами для своего ребенка. Конечно, это возможно тогда, когда у родителей есть достаточная мотивация для такого сотрудничества

Рубрика: Мои заметки, Патопсихология и коррекционная работа, Помощь родителям особых детей | Добавить комментарий

Как оптимально организовать домашнюю среду для ребенка с аутизмом

На просторах сети встретила замечательную статью о том, что необходимо ребенку с аутизмом, чтобы он продуктивно развивался, особенно как на это развитие влияет эмоциональная обстановка в семье, душевное состояние мамы и родительской семьи в целом. Готова подписаться под каждой идеей этой статьи. Мой профессиональный опыт говорит о том же.

Socialising-with-an-autistic-child
Источник: http://specialtranslations.ru/creating-an-optimum-home-environment-for-children-with-autism-spectrum-disorders/ (сайт «Особые переводы»)
Оригинал: http://autism-programs.com/articles-on-autism/optimum-home-environment-for-children-with-autism.htm
Переводчик/редактор: Марина Лелюхина

Было бы неразумно пытаться составить некий инструктаж по построению комфортного пространства, одинаково подходящий для каждой семьи, в которой растет ребенок с расстройством аутистического спектра. И дело не только в том, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода, но и в семейном укладе, а также особенностях культуры и быта, которые отличают его семью от всех остальных.

Тем не менее, мы думаем, что будет полезно обозначить некоторые общие принципы организации окружающей среды для ребенка с расстройством аутистического спектра, которые родители могли бы взять на вооружение и адаптировать в соответствии с особенностями своего ребенка и семейного уклада. Вот для чего был написан этот текст.

«Погода в доме»

Ваш дом — счастливый дом? Или, переступив порог, первое что ощущаешь — сильнейший стресс, который переживают все домочадцы. Люди, которые окружают вашего ребенка, все время напряжены и насторожены, или в вашей семье царят теплота, легкость и чувство защищенности?

Как-то раз я задал этот вопрос женщине по имени Кэрол, матери двух детей с аутизмом, и вот что она ответила: «Боже мой, мне столько всего приходится делать, а вы хотите чтобы я думала еще и об этом»? Для нее мой вопрос прозвучал как попытка еще больше увеличить ее бесконечный список «должна» и «надо». Проблема построения взаимоотношений между членами семьи стала для нее еще одним поводом критически оценить себя, и… сдаться без боя. К этому моменту она уже была вымотана донельзя, напряжена как струна и не чувствовала себя в силах с чем-либо бороться.

То, что Кэрол чувствовала себя загнанной в ловушку, понятно и объяснимо. В своем прекрасном порыве все силы бросить на помощь своим детям, она просто забыла о том, что не меньшего внимания заслуживает она сама, и ее хорошее самочувствие. И она выбивалась из сил, стараясь успеть сделать все, что, как она считала, она обязана делать для своих сыновей. Со временем воздействие стресса становилось все сильнее, и к тому моменту как мы встретились, она буквально была на грани срыва. Переутомление и раздраженность сковозили в каждой черте ее лица, звуке голоса, позе и т.д.

Насколько тот стресс, который переживала Кэрол, влиял на ее сыновей, Шона и Джонатана? Шон все чаще делал все наперекор старшим. Джон все глубже уходил в самостимуляции и ритуалы. Но когда Кэрол нашла в себе силы сосредоточиться на снижении стресса и смогла уделять хоть немного времени для того, чтобы позволить себе расслабиться, обстановка в семье изменилась. И практически сразу же произошли изменения в поведении детей. Шон стал реже провоцировать окружающих своим непослушанием, а Джонатан начал чаще проявлять гибкость и вступать во взаимодействие с окружающими людьми.

Аутизм-у-детей
Некоторые считают, что дети с расстройствами аутистического спектра так глубоко погружены в себя, что не обращают внимание на чувства людей вокруг. Я уверен, что это не так. За 30 лет практики мне довелось встретить сотни специалистов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, и тысячи родителей. После наблюдения я обычно задавал им несколько вопросов об их внутреннем состоянии и уровне комфорта, и сразу можно было проследить определенные закономерности.

Исходя из моего опыта, дети, так или иначе соприкасающиеся со взрослыми в состоянии сильного стресса, чаще уходили в самостимуляции, стереотипное поведение и ритуалы, были склонны к демонстративному непослушанию, истерикам, агрессии, реже реагировали на просьбы и смотрели в глаза, даже мимика у них становилась беднее, они реже улыбались.

Мне часто приходилось наблюдать у таких детей нарушение целенаправленных движений и внезапно возникшую моторную неловкость ( верный признак того, что ребенок переживает стресс). Также у детей в такой ситуации наблюдаются специфические особенности речи: у них ухудшается артикуляция, речь становится менее разборчивой и логичной, чаще возникают эхолалии. Многие дети, когда находятся в одной комнате со взрослыми в сильном эмоциональном напряжении, также выглядят более возбужденными и тревожными.

Кроме того, дети, с которыми я работал, реже вступали в социальное взаимодействие с окружающими, если рядом были взрослые, которые испытывали сильный стресс. Такие дети были меньше настроены на активное взаимодействие во время занятий, некоторые даже пытались покинуть комнату, закрыть лицо взрослого одеялом, или ставили его в угол лицом к стене. Одна девочка даже собрала материалы, которые принес с собой терапист в сильном стрессе, в ее сумку, выставила сумку за дверь, вывела следом за руку тераписта и вернулась в комнату, оставив ее снаружи.

1.3_autizm
Как показывает мой опыт, если родители и специалисты, взаимодействующие с ребенком с расстройством аутистического спектра, учатся формировать более ясное и гармоничное отношение к жизни, дети незамедлительно и очень чутко реагируют на подобные перемены. Бесчисленное количество раз мне доводилось наблюдать, как в ситуации, когда педагог, находящийся в состоянии стресса, покидал комнату, а на его место приходил другой, расслабленный и спокойный, поведение ребенка сразу же менялось ( иногда на это требовалось меньше минуты). Ребенок становился более открытым, контактным, мотивированным и т.д. Иногда для таких перемен было достаточно лишь чтобы взрослый, переживающий стресс, позволил себе расслабиться, и ребенок быстро «забывал» царивший в комнате дискомфорт.

Вот несколько советов, которые помогут вам создать подходящую для ребенка эмоциональную обстановку:

  1. Подумайте о том, в каком состоянии вы находитесь и как вы можете достичь душевного комфорта. Ваше собственное эмоциональное состояние — это то, что вы можете ( уверяю, можете) и должны контролировать. Если хотя бы один из членов семьи учится держать свои чувства и эмоциональное состояние под контролем, это затрагивает всех.
  2. Позвольте себе быть хоть немного «эгоистами». На первый взгляд звучит ужасно, но внимание к вашему физическому и эмоциональному благополучию — одна из важнейших вещей, которую вы можете сделать для вашей семьи и вашего ребенка.
  3. Если у вас нет времени для себя, постарайтесь найти способ выкроить хоть немного. Отставьте какие-то дела в сторону. Попросите близких о поддержке. Попросите членов семьи, соседей, или друзей побыть немного с ребенком, чтобы дать вам возможность заняться собой. Если средства позволяют, наймите помощника. Пусть эти затраты будут одними из приоритетных в вашем бюджете.

    Расслабление-дома

  4. Обратитесь за помощью к специалисту сами, и/или отведите туда вашего супруга (супругу). Это особенно важно, если отношения между вами напряженные, накопилось много взаимных претензий, вы постоянно чувствуете что находитесь в депрессии, реже встречаетесь с друзьями или ходите куда-то, позволяете себе поднять руку на ребенка (или часто ощущаете такое желание). Существует много видов психологической помощи. Найдите кого-то, кто подойдет к вашей проблеме конструктивно, поможет справиться с чувствами, или поменять отношение к ситуации, а не просто выслушает.
  5. Не ждите, пока ваше состояние существенно ухудшится, обращайтесь за помощью сразу, как почувствуете такую необходимость. Даже если вы чувствуете себя хорошо, но ощущаете что не получаете прежнего удовольствия от жизни и общения с домашними, обращайтесь за помощью.
  6. Понаблюдайте за собой, как вы себя чувствуете после общения с некоторыми друзьями и знакомыми. Если вы ощущаете, что теряете мужество, уверенность в себе и силы после общения с некоторыми людьми, попробуйте проводить с ними поменьше времени. Если общение с кем-то дарит вам радость, наполняет уверенностью и энергией, используйте эту дружбу как источник жизненных сил. Почаще встречайтесь с такими людьми. Общайтесь с теми, кто вдохновляет вас и дарит уверенность.
  7. Ограничите общение вашего ребенка с людьми в состоянии острого неблагополучия. Круг его общения влияет на то, как он относится к общению в принципе. Постарайтесь окружить его спокойными, довольными жизнью людьми, минимизировать в жизни вашего ребенка количество стрессовых ситуаций и встреч с неприятными личностями, по крайней мере пока он не научится основным навыкам социального взаимодействия. Помогите тем, кто приходит в ваш дом, научиться держать свои эмоции под контролем при общении с вашим ребенком.
  8. Старайтесь сделать так, чтобы чужое напряженное состояние не оказывало на вас влияния. Ваш ребенок гораздо чувствительнее отнесется к вашему состоянию, чем к состоянию посторонних взрослых. Если рядом кто-то нервничает или переживает стресс, постарайтесь сосредоточиться на мысли, что человек всеми силами старается держать себя в руках и старайтесь не поддаваться чужому настроению. Вы сразу почувствуете себя лучше, и, что удивительно, люди вокруг начнут чувствовать себя гораздо спокойнее. Все это вместе в конечном итоге создаст вокруг вашего ребенка более позитивную и спокойную обстановку.

Сенсорная среда

Многие дети с расстройствами аутистического спектра имеют особенности сенсорного восприятия, как правило гиперчувствительность к чему-либо ( свету, звукам и т.д.). Крайне важно понимать, как сенсорная среда влияет на состояние вашего ребенка.

sleep1
Звук

Фоновый шум, на который большинство обычных людей просто не обращает внимания, может стать катастрофой для вашего ребенка. Музыка, шум машин, разговор за стеной, даже простое гудение ветра, будут постоянно привлекать его внимание. Из-за сильного шума ваш ребенок может испытывать перегрузку, и, как следствие, хуже поддерживать зрительный контакт и реже вступать во взаимодействие с другими людьми. Постарайтесь, насколько это возможно, оградить ребенка от постороннего шума — особенно если вы в это время пытаетесь привлечь его внимание. Выключите телевизор и музыкальные приборы, включайте посудомоечную машину, только после того, как ваш малыш уснет, в тех местах, где вы обычно вместе играете, или проводите занятия, положите в зоне доступа наушники и другие устройства для приглушения шума.

Некоторые дети настолько чувствительны к некоторым звукам, что проявляют признаки беспокойства, вплоть до истерики, плачут и закрывают уши, как только их слышат. Если это относится к вашему ребенку, понаблюдайте к каким уровням громкости, звукам и шумам он особенно чувствителен. Вы не обязаны полностью исключать из окружающей среды ребенка эти звуки, особенно если речь идет о чьем-то голосе. Постарайтесь ввести этот звук в игру, когда ребенок расслаблен, спокоен и получает удовольствие от процесса. Позвольте ему почувствовать, что он в состоянии регулировать этот звук, привязав звучание к какому-нибудь движению.
Например, Райану нравится, когда его щекочут. Но кроме того, он с трудом переносил звук папиного смеха, особенно если тот смеялся громко. И его отец старался не делать этого при сыне. Я предложил папе Райана постепенно увеличивать громкость своего смеха, когда он будет щекотать сына. Когда Райан просил папу: «Пощекочи меня», то получал щекотку и слышал папин смех. Через какое-то время отец останавливался и ждал, пока Райн попросит о продолжении игры. Таким образом постепенно смех папы стал ассоциироваться у мальчика с чем-то приятным, что он может контролировать. Райн продолжал регулярно просить пощекотать его, и стал в результате менее чувствителен к звуку папиного смеха.

gallery_6908_2058_18984
Визуальная перегрузка

Возможность визуальной перегрузки также следует принять во внимание. Мне довелось побывать во многих классах в Великобритании и США, и везде стены были покрыты буквами, словами, картинками, плакатами и т.д. Считается что таким образом дети сами собой запоминают многие вещи и учатся, даже если глядят на стены, вместо того, чтобы смотреть на учителя. Такой подход контрпродуктивен, если речь идет о детях с расстройствами аутистического спектра. В такой перегруженной визуальными стимулами среде ребенку очень трудно поддерживать зрительный контакт. Среда перетягивает его внимание на себя и отвлекает от учителей и одноклассников. Если вы хотите, чтобы ребенок проявлял внимание к другим людям, постарайтесь чтобы ничто в окружающей обстановке его не отвлекало и на стенах не было ничего лишнего.

Свет

Правильное освещение также имеет большое значение. Лампы дневного света в большинстве случаев дают пульсирующий свет. В комнатах с таким освещением многие дети быстрее устают, реже смотрят в глаза и хуже удерживают внимание. Для таких детей лучше подходит свет от лампочек накаливания. Современные технологии позволяют уменьшить пульсацию в лампах дневного света, но не до конца. Также у нас нет однозначного мнения о том, как влияют на детей компактные люминесцентные лампочки. Иногда лучший способ понять, какое освещение будет оптимальным — попробовать несколько разных видов лампочек и проанализировать, как вы себя чувствуете, и как ваш ребенок реагирует на этот свет.

Цвет

Кроме того, на состояние ребенка может оказывать влияние цветовое решение, в котором выполнена обстановка в комнате. Понаблюдайте, какие цвета больше всего привлекают его внимание, и используйте их с осторожностью. Например, допустим ваш ребенок сильнее всего реагирует на сочные оттенки красного, зеленого и синего. Вам следует убрать эти цвета из обстановки в его комнате и воздержаться от покупки одежды такой расцветки, по крайней мере пока ваш ребенок не научится уделять больше внимания людям, а не цвету своей одежды или рисунка на обоях. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок наверняка обратил на вас внимание, оденьте шляпу, рубашку или аксессуар его любимого цвета, или предложите игру с использованием цветных материалов.

The Baby
Дом как минное поле

Вспомните, как часто вы говорите своему ребенку: «не трогай!… не ходи туда!… положи на место!» Если эти слова звучат в вашем доме слишком часто, возможно дом действительно полон для вашего ребенка опасностей.

Эмоциональная реакция родителей часто привлекает внимание детей, и многие из них начинают раз за разом повторять это поведение, чтобы снова увидеть интересную реакцию близких. Другие дети, склонные к уходу в себя, если слишком часто слышат слово нет, начинают меньше играть и взаимодействовать с окружающими. Оба варианта, как вы понимаете, крайне нежелательны.
Если вы не хотите, чтобы ребенок брал какие-то предметы в руки, заприте их в шкаф или комод, или отдайте на хранение, пока не научите ребенка следовать правилам. Принимайте решение, исходя из соображений вашего комфорта, и конечно сохраняйте здравый смысл.

Одна семья держала ценный китайский сервиз в стеклянном шкафу. Их дочь все больше и больше интересовалась сервизом. Чем чаще она пыталась добраться до этой загадочной и невероятно привлекательно «игрушки», тем чаще она слышала «нет, не трогай». Чем чаще она слышала эти слова, тем больше стремилась заполучить сервиз в свои руки.

Чтобы разорвать «порочный круг» я посоветовал семье убрать китайский сервиз в закрытый шкаф на пару месяцев, а в стеклянный поместить несколько дешевых тарелок и чашек. Они позволили ребенку достать несколько предметов ( которые он конечно разбил ), и поскольку это был дешевый фарфор, родители смогли проигнорировать ситуацию (поведение не подкрепилось). Получив возможность беспрепятственно исследовать содержимое стеклянного шкафа, и не получая никакой эмоциональной реакции от родителей, девочка вскоре потеряла интерес к содержимому шкафа. Когда, спустя несколько месяцев, китайский сервиз вернули на место, она не проявила к нему никакого интереса.

Коммуникация и построение правильных взаимоотношений — две главные цели в воспитании ребенка с расстройством аутистического спектра. Если вы уберете с глаз желанные, но недоступные или опасные предметы, ваш ребенок будет реже слышать слово нет, а вам не придется лишний раз призывать его к порядку. В конечном итоге, в безопасной обстановке вам будет легче общаться с вашим малышом.

Можно по-разному воспринимать замки. Для кого-то первой ассоциацией будет тюрьма, а для других — безопасность. Смотрите на необходимость держать какие-то вещи под замком как на возможность сделать ваш дом более безопасным местом для ребенка.

Если у вас есть другие дети, позаботьтесь о том, чтобы у них было место, где можно хранить их детские ценности, чтобы брат или сестра с аутизмом не могли до них добраться. Это позволит вам избежать ссор между детьми.
Кроме того, подумайте о том, как ограничить доступ ребенка к различным поощрениям. Если у него будет постоянный доступ к предметам и занятиям, которые вы используете в качестве подкреплений, он реже будет сотрудничать с вами и обращаться к вам.

Игровая комната/комната для занятий

Выделите в доме комнату, или хотя бы место, где вашему ребенку будет легко сосредоточиться на взаимодействии с вами и на занятиях. Комната, которую вы выделите, может ночью превращаться в спальню. В таком случае я рекомендую вам организовать ребенку постель на матрасе, который утром можно будет убирать.
Если жилье позволяет, выделите одну комнату только для занятий. Обустройте ее так, чтобы ваш ребенок с легкостью концентрироваться на вас, а вам в свою очередь было удобно пользоваться материалами, и вести занятия. В такой комнате не должно быть рисунков или картин на стенах ( они будут отвлекать вашего ребенка, да и вас тоже), а также ничего такого, что ребенку нельзя трогать.

a11
Вот несколько идей относительно обустройства игровой комнаты:

  1. Для большинства детей будет достаточно помещения три на три метра. Комната не должна быть не только слишком тесной, но и слишком большой. Если ваш ребенок еще мал, а комната огромная, это помешает вам создать обстановку, в котором ему будет легко сконцентрироваться. Если ребенок уже большой, вам обоим понадобится больше простора во время занятий.
  2. Минимизируйте количество объектов, которые могут отвлечь ребенка от вас и от занятий. Повесьте полки для игрушек высоко, так чтобы ребенок не мог сам ничего достать, и игрушки не были все время на глазах. Ему наверняка понадобится ваша помощь, а это уже лишний повод для развития навыков коммуникации. Не используйте обои с рисунком, лучше покрасьте стены в нейтральные пастельные тона.
  3. В комнате обязательно должен быть стол для занятий и игр, и стул. Мы рекомендуем использовать стандартный стол и стул с регулятором высоты, который может «расти» за ребенком.
  4. На окна лучше повесить жалюзи или шторы, которые будут пропускать достаточно света, но смогут, если нужно, закрыть вид из окна, чтобы ребенок не отвлекался. Идеальный вариант — стекла из плексигласа, который используют в душевых кабинах.
  5. Если возможно, выберите помещение недалеко от туалета, чтобы походы туда не занимали много времени.
  6. Позаботьтесь о том, чтобы освещение было комфортным
  7. Мягкое покрытие — удобный и безопасный вариант для тех, кто любит играть на полу, а также для вас, т.к. вам вероятно придется проводить какую-то часть занятий на коленях. Поверх покрытия имеет смысл положить линолеум, чтобы не беспокоиться, если во время занятий вы намусорите.
  8. Перед началом каждого занятия убедитесь, что у вас под рукой есть все для занятий: еда, питье, книги, игрушки, все что может понадобиться. Если ребенок попросит вас о чем-то, вы сразу сможете достать все необходимое, и не нужно будет покидать помещение.
  9. Если в комнате проводят занятия, продумайте как можно вести наблюдения ( одностороннее зеркало, или место для видеокамеры). Один из вариантов — установить дверь с глазком или односторонним зеркалом. Только используйте небьющееся стекло. Можно использовать подслушивающие устройства — хотя бы радионяню. Система видеонаблюдения может быть связана с вашим телевизором. В некоторых домах включить трансляцию происходящего в игровой комнате можно в каждом помещении, где есть телевизор.

И последнее, но очень важное замечание: обстановка, которую вы обустраиваете для ребенка, должна вам нравиться и быть удобной. Ни один из моих советов не следует воспринимать как правила. Это базовые принципы и направления которые вы можете адаптировать, исходя из особенностей вашего ребенка и домашнего уклада.

Удачи!
Copyright © 2012 Steven R. Wertz.

surprised-child-looking

Рубрика: Без рубрики, Методики, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей | Метки: , , , , , , , , , , , | Добавить комментарий

Список прав родителей особого ребенка

Автор: Кэй Феррелл

Родителям особых детей — обязательно прочитать и не забывать никогда! Список прав родителей особого ребенка, составленный Кэй Феррелл (исполнительный директор Национального центра по тяжелым сенсорным нарушениям, Университет Северного Колорадо).

21432_516566775079986_1831556649_n

ПРАВО ЗЛИТЬСЯ. В нашей жизни ничто не готовит нас к инвалидности ребенка. Когда это ваш ребенок, то это кажется особенно несправедливым. Вы не просили об этом, и вы мало что можете с этим поделать. Под угрозой оказались ваше чувство контроля над своей жизнью и жизнью вашего ребенка. Злитесь, но используйте эту злость, чтобы добиться наилучших услуг для вашего ребенка.

ПРАВО СПРАШИВАТЬ МНЕНИЕ ДРУГОГО СПЕЦИАЛИСТА. Это нормально обратиться за мнением другого эксперта, если вам предстоит операция, вы собираетесь инвестировать деньги или покупаете подержанную машину. В отношении вашего ребенка действует то же правило, идет ли речь о лечении или об образовательной программы. Времена меняются, и подходы к лечению меняются тоже.

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ. Частная жизнь каждого члена семьи может оказаться под угрозой просто из-за присутствия ребенка с инвалидностью. Неожиданно появляется целая толпа специалистов, анализирующая условия вашей жизни, дающая советы, а иногда даже осуждающая действия отдельных членов семьи. По словам одной матери, самым сложным для нее оказалась необходимость обращаться к экспертам: «Тяжело, когда кто-то постоянно говорит мне, как обращаться с моим собственным ребенком». В вашей жизни есть аспекты, которые просто никого больше не касаются. Если вы не хотите давать интервью СМИ, если вы не хотите, чтобы вашего ребенка фотографировали, то у вас есть полное право отказаться.

ПРАВО ПРОДОЛЖАТЬ ПОПЫТКИ. Хотя родительские обязанности не из легких, все родители пытаются сделать все, что в их силах. Задачу могут осложнить благие намерения друзей и специалистов, которые заверяют, что ваш ребенок никогда не сможет достигнуть поставленных вами целей, или что вы должны просто смириться и принять тот факт, что у вашего ребенка множество проблем, и он никогда не сможет развиваться нормально. Вы правы, если вы отказываетесь сдаться. У вашего ребенка всегда есть потенциал для обучения, и никто не знает, какое событие или комбинация событий могут оказать на него решающее влияние. Даже если окружающие окажутся правы, что с того? У вас останется знание, что вы действительно сделали для своего ребенка все, что было в ваших силах.

ПРАВО ПРЕКРАТИТЬ ПОПЫТКИ. Друзья и специалисты с благими намерениями также могут говорить родителям, что они недостаточно или слишком мало работают со своими детьми с инвалидностью. «Если вы будете просто делать это дома в течение 15 минут в день и по выходным, вы заметите разницу». Правда в том, что разницы может и не быть. Это вы живете со своим ребенком. И это от вас требуют сделать еще вот это. Это вам приходится чувствовать, что вы обязаны добиться в домашних условиях того, что специально подготовленные педагоги не могут сделать в школе. И если этим вечером вы просто никак не можете найти на это время, то ничего! Это ваше решение.

ПРАВО УСТАНАВЛИВАТЬ ГРАНИЦЫ. Есть предел того, что может сделать один человек. Не надо ожидать от себя круглосуточных мыслей только о ребенке. Ваш ребенок не должен ожидать, что он будет центром вашего внимания. У вас есть свои границы, у ребенка тоже есть свои границы. Учитесь распознавать их, и позвольте себе проанализировать ситуацию, прежде чем реагировать от злости или усталости. Вы не обязаны быть «сверхродителями».

ПРАВО БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ. Педагоги и терапевты, которые работают с детьми и их семьями часто дают родителям задания для выполнения их дома. Помните, что вы в первую очередь мама и папа. Вы не обязаны все время быть педагогом или терапевтом. Даже педагог или терапевт вашего ребенка не может учить или лечить круглые сутки. (Если спросите их, то они, возможно, признаются, что у них куда лучше получается учить и лечить чужих детей, чем справляться со своими собственными). Вам с ребенком нужно время, чтобы подурачиться, похихикать, пощекотать, рассказать сказку, посмеяться и просто ничего не делать. Такие периоды – это такое же «обучение и лечение» вашего ребенка, как и время ваших запланированных занятий.

ПРАВО НЕ ПРОЯВЛЯТЬ ЭНТУЗИАЗМА. Никто не ожидает, что вы будете «в боевой готовности» постоянно. Иногда вам будет грустно, вы будете болеть, вы будете беспокоиться о деньгах или волноваться за ребенка. Если другие люди увидят в этом признак того, что вы «не справляетесь», или что вы «не принимаете ситуацию с вашим ребенком», то это их проблемы. Никто не восторгается своей работой ежедневно, она может быть невыносимой сегодня, но интересной завтра. То же самое относится и к воспитанию детей. Иногда ваш ребенок будет вас восхищать, а в другие дни родительские обязанности покажутся самой скучной вещью в мире. Вы имеете право быть «на подъеме» в одни периоды и «не в лучшей форме» в другие.

ПРАВО РАЗДРАЖАТЬСЯ НА ВАШЕГО РЕБЕНКА. Будут дни, когда ваш ребенок будет вам очень нравиться, и дни, когда это будет не так, и это не значит, что вы не любите своего ребенка. Дети с инвалидностью могут быть несносными точно так же, как и все другие дети, и им не нужно все позволять. Вы можете чувствовать себя виноватыми по этому поводу, но ребенку это пойдет лишь на пользу.

ПРАВО НА ОТДЫХ. Вам нужно время, которое вы потратите только на себя, время с вашим супругом или партнером или другими взрослыми членами семьи, либо просто время без детей. Многие родители описывают непередаваемое чувство свободы, когда они в первый раз одни идут в продуктовый магазин после рождения ребенка, хотя они и занимаются при этом домашним хозяйством и поговорить им не с кем за исключением кассира. Ваша жизнь состоит из многих частей. Каждая часть заслуживает вашего внимания и заботы, как и ваш ребенок. В долгосрочной перспективе ваш отдых принесет ребенку только пользу.

ПРАВО БЫТЬ ГЛАВНЫМ ЭКСПЕРТОМ. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо еще. Вы проводите вместе больше всего времени, вы знаете, что работает, а что не работает с вашим ребенком. Педагоги и терапевты приходят и уходят, но вы остаетесь главным экспертом с самым большим опытом и познаниями о вашем ребенке. У вас есть право принимать окончательные решения в отношении образования, развития, общения и лечения вашего ребенка, по крайней мере, до тех пор, пока ребенок не будет в состоянии принимать решения в качестве взрослого. Специалистам не придется жить с последствиями их решений, так что хотя их мнения для вас важны, помните, что это только мнения, а не факты. Они не могут говорить вам, что «вы неправы», «вы об этом пожалеете», «вы эгоистичны» или «вы не планируете на будущее». Они не должны вызывать у вас чувства вины и давить на вас, требуя принять определенное решение. Родители – это главный ресурс, который есть у ребенка.

ПРАВО НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО. Все эти права родителей сводятся к праву на уважение и общение на равных. Вас не нужно ни жалеть, ни восхищаться вами, но вы заслуживаете того, чтобы вас выслушивали и поддерживали, не осуждая. Вы заслуживаете равного отношения независимо от того, есть ли у вашего ребенка инвалидность или нет. Вы заслуживаете правды от врачей, педагогов, социальных работников и терапевтов, которые вам помогают. Вы заслуживаете, чтобы друзья, соседи, родственники видели в вас не только «родителя ребенка-инвалида». Вы заслуживаете знать, почему врач обследует определенную часть организма ребенка. Если вам не объясняют причину, то спрашивайте. Вы заслуживаете того, чтобы специалисты не опаздывали на встречи. Вы заслуживаете того, чтобы с вами разговаривали как с взрослым человеком. Если вам кажется, что педагог или терапевт говорят с вами свысока, то скажите им об этом открыто. Порою родителям ребенка с инвалидностью приходится рисковать и вести себя агрессивно, иногда даже грубо, чтобы сохранить человеческое достоинство, на которое они имеют право.

50604_w54016yq

Рубрика: Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей, Это интересно | Метки: , , , , , , , | Добавить комментарий

Беседа со специалистом: ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Эта статья — выдержки из интервью, которое я брала у уважаемого мной специалиста, Врача и Профессионала с большой буквы. Статья была опубликована более 10 лет назад в одной из донецких газет, но за это время не утратила своей актуальности. Побудили меня к публикации частые вопросы родителей на тему полового воспитания, и тут я вспомнила, что у меня есть качественная информация на тему сексуального воспитания детей из первых рук: от врача-психотерапевта, одна из специализаций которого — детская сексопатология.

Итак, разрешите представить, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, гинеколог Ирина Вячеславовна Бабенко-Сорокопуд, заведующая «Клиники, дружественной к молодежи» (которая находится в отделении 5 городской детской клинической больницы г. Донецка).

a_6c77620b
Читать далее →

Рубрика: Мои заметки, Психотерапия, сексология, Семья | Метки: , , , , | Добавить комментарий

О страхах родителей детей-«особят», или Как перестать себя разрушать

Море

Почти каждый раз при первом знакомстве с родителями ребенка-«особёнка» повторяется одна и та же проблема: когда ребенку первоначально ставят «диагноз», родители, напуганные неприятными новостями, судорожно и торопливо начинают искать «причину». И запускается крайне саморазрушительный процесс. Почему? Потому что в большинстве случаев «виновника» или причину, почему с ребенком произошло такое, найти невозможно. В современной медицине есть еще много «белых пятен» и вопросов, на которые нет однозначных ответов. Я видела довольно много детей с хорошими результатами электроэнцефалографии и МРТ, однако у этих деток стоял непростой диагноз, к примеру «аутизм». У некоторых из детей была очень гладкая история развития вплоть до первого всплеска болезни. В интернете блуждает много мифов по поводу возникновения неврологических и психических заболеваний у детей, связанных с прививками, с диетами и многих других. Однако, если серьезно исследовать эту проблему — ни один из этих мифов до сих пор не доказан. Например, до сих пор я не видела ни одного ребенка, которого «вылечили» от аутизма при помощи «безглютеновой и безказеиновой диеты». Как правило, параллельно с такой диетой, ребенок получал другие виды лечения и психолого-педагогической коррекции. И в этих случаях достоверно сложно сказать, только ли диета послужила улучшению состояния.

Читать далее →

Рубрика: Дети, Кризисы и личностный рост, Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей, Психотерапия, Семья | Метки: , , , , , , , , , , , | Добавить комментарий

Развитие речи у ребенка от 0 до года

Мама и ребёнок

Автор: Д. Дмитриева

Как общаться с младенцем?

Все дети от рождения умеют улыбаться. Но… не все улыбаются. Малыши, лишённые общения, не улыбаются, но в то же время даже слепые младенцы улыбаются в первые месяцы жизни, когда их берут на руки или разговаривают с ними. Так как же сделать общение с младенцем увлекательным и радостным?

Читать далее →

Рубрика: Дети, Методики, Семья | Метки: , , , , , | Добавить комментарий

Как научить ребенка безопасному поведению

Можно и нельзя

Достаточно часто в консультативной практике мне приходится сталкиваться с вопросом родителей: как научить ребенка безопасно вести себя в быту, на улице, с незнакомыми людьми. Не мудрствуя лукаво, я предлагаю рассмотреть этот вопрос с точки зрения простого житейского здравого смысла. Что это означает? Ваш ребенок растёт, и с каждым годом прибавляется как степень его самостоятельности, так и степень его ответственности за собственное поведение, поступки и т. д. Это нормальный процесс развития личности, который не должны останавливать ни война, ни голод, ни эпидемии.

Читать далее →

Рубрика: Дети, Мои заметки, Психотерапия, Семья | Метки: , , , , , , , | Добавить комментарий

Аутизм глазами аутиста

10 фактов про аутизм, которые стоит знать каждому.

Статья написана девушкой с диагнозом «аутизм». Мне кажется, эта информация может быть полезна многим, кто интересуется данной проблемой.

Много людей

Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами. Однако это лишь клиническое определение, и это не самое важное из того, что необходимо знать об аутизме.

Итак… что же должен знать об аутизме обычный человек? Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности. Так что давайте перечислим их.

Читать далее →

Рубрика: Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей, Это интересно | Метки: , , , | 1 комментарий

Немира В. Гении тоже страдают задержкой умственного развития

Человек дождя

Помнится, что в нашумевшем фильме Барри Левинсона «Человек дождя» меня потрясла даже не игра актеров (хотя играли они здорово, особенно Дастин Хофман, исполнитель роли Реймонда Бэббитта), а загадочная болезнь, вокруг которой собственно и был построен сюжет, — аутизм. Честно говоря, раньше я об этом заболевании даже не слышал. Поэтому, не откладывая дело в долгий ящик, начал рыться в медицинских книгах и энциклопедиях. То, что мне удалось выяснить, оказалось весьма интересным.

Читать далее →

Рубрика: Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям | Метки: , , , , | Добавить комментарий

В чем я вижу свою стратегию работы с особыми детьми?

Рисующий ребёнок1. Самое главное — это сотрудничество с семьей. Кроме коррекционных занятий со специалистом обязательным является выполнение «домашних заданий» — программы, которая расписывается мною индивидуально для каждого ребенка также с учетом его зоны ближайшего развития. Ведь даже дети со схожим по звучанию диагнозом очень часто не похожи друг на друга. Какие-то из психических или физических навыков могут быть более развиты, а какие-то менее. В связи с этим и расписывается индивидуальная коррекционная программа для ребенка. Эта программа должна выполняться систематически дома — родителями, в кабинете — специалистом. К сожалению, «волшебной таблетки» не существует, и если вы с ребенком начали работать по коррекционной программе, настройтесь на то, что это длительный и монотонный труд: ежедневно складывать кубики по цветам, сортировать игровые предметы, учить ребенка показывать пальцем, смотреть в глаза или просто учить его подражать и многое, многое другое. Да, обычные детки все это осваивают сами, но в ситуации когда наш ребенок — особёнок, приходится работу начинать с освоения элементарных навыков. Что касается самой работы, то я использую различные развивающие методики, в том числе и ABA-терапию, игротерапию, сенсорную интеграцию. Если это уместно с конкретным ребенком — использую сказкотерапию и пескотерапию. Хорошо себя зарекомендовала в работе с любыми детками телесно-ориентированная терапия. Всем необходимым приемам обучаю родителей, потому что, как уже сказала выше, без сотрудничества сложно ожидать хороших и быстрых результатов.

Читать далее →

Рубрика: Методики, Мои заметки, Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей | Метки: , , , , , , , | 1 комментарий