Архив рубрики: Мои заметки

Мой подход к работе коррекционного психолога

razvitie-rebenka-ot-1-god-8-month

Как я уже писала на своем сайте, кроме опыта профессиональной работы коррекционным психологом, который, в общей сложности составляет 7 лет, я еще и мама «особенного» ребенка. Личный жизненный опыт стал мощным ресурсом движения вперед в личном и профессиональном саморазвитии.

На сегодняшний день я использую синтезированный из нескольких развивающих методик подход.

Я — один из немногих специалистов, который работает по специализированной методике формирования речи у неговорящих детей (аутизм, ЗРР, ЗПРР и т.п.). Эта методика основана на пении и на хорошем знании онтогенеза (закономерностей развития) психики и речи. Она разработана московскими дефектологами и дает хорошие результаты с безречевыми детьми даже со сложной сочетанной патологией (например аутизм+ДЦП+алалия и т.п.). Мною эта методика адаптирована непосредственно для занятий с безречевыми детьми с РАС (расстройством аутического спектра). Успешно работающих специалистов такого профиля катастрофически не хватает. Например, в Украине мне известно о 2, в Беларуси тоже 2, в России на данный момент не знаю точное число (может, 10 или немногим более того), в Армении нет ни одного. Увы! Слишком сложная проблема — на стыке психологии, логопедии и дефектологии. Логопед, как правило, ожидает, что ребенка приведут к нему, когда он начнет хоть что-то говорить и сможет воспроизводить звуковые конструкции, повторять артикуляционные упражнения; а детский психолог полагает, что речь — это не его прерогатива. А что делать, если у ребенка аутичные черты, и ему попросту неинтересно ни общаться, ни сотрудничать со специалистом? И ему уже 3-4-5 лет, а может и больше? При обычном подходе такие дети «повисают в воздухе», остаются без должной узконаправленной специализированной помощи. Врачи часто предлагают родителям «ждать, пока сам не заговорит» или начинают усиленно лечить препаратами, АВА-тераписты предлагают способ альтернативной коммуникации — карточки PECS. Но даже на этой безречевой стадии ребенку можно помочь, минуя карточки PECS, «запустить» устную речь, эхолалии трансформировать в обращенную речь и коммуникацию. Я провожу обучающие семинары для родителей и специалистов, провожу скайп-консультации и супервизии для родителей и специалистов. И сейчас у меня маленькие клиенты в России, Украине и Беларуси. Также данная методика мною адаптирована под армянский язык, есть опыт успешной работы с детьми в Армении.

Еще моя работа существенно отличается, по словам родителей, от работы обычного дефектолога. Я сознательно вовлекаю родителей в терапевтический процесс и обучаю их приемам и методам, которые помогают им в развитии их малыша. Родители не пассивные, а активные участники на моих занятиях с ребенком. Можно сказать, что я работаю с семьей. Да, это трудоемко. Поэтому часто мы сталкиваемся с подходом, когда родителей просят выйти за дверь и подождать, когда закончатся занятия с ребенком. Но, по моим наблюдениям, если в семье воссоздается такая же терапевтическая обстановка, как и на занятиях, скорость положительных изменений у ребенка увеличивается в 3-5 раз, а то и больше. И тогда такой труд стоит того, чтобы ребенок заговорил, например, не через год-полгода занятий, а намного раньше. Об этом я много пишу и говорю в своих выступлениях. Семья — это та атмосфера, в которой нарушения развития ребенка могут как исцеляться, так и поддерживаться и разрастаться пышным цветом (когда родители, излишне опекая ребенка, создают «тепличные условия» для его нарушения развития). Но семейный терапевтический подход как раз помогает избежать таких проблем. Еще семейный подход помогает родителям не быть слишком привязанными и зависимыми от специалиста, поскольку они становятся непосредственными активными участниками коррекционного процесса и обученными специальными педагогами для своего ребенка. Конечно, это возможно тогда, когда у родителей есть достаточная мотивация для такого сотрудничества

Рубрика: Мои заметки, Патопсихология и коррекционная работа, Помощь родителям особых детей | Добавить комментарий

Беседа со специалистом: ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Эта статья — выдержки из интервью, которое я брала у уважаемого мной специалиста, Врача и Профессионала с большой буквы. Статья была опубликована более 10 лет назад в одной из донецких газет, но за это время не утратила своей актуальности. Побудили меня к публикации частые вопросы родителей на тему полового воспитания, и тут я вспомнила, что у меня есть качественная информация на тему сексуального воспитания детей из первых рук: от врача-психотерапевта, одна из специализаций которого — детская сексопатология.

Итак, разрешите представить, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, гинеколог Ирина Вячеславовна Бабенко-Сорокопуд, заведующая «Клиники, дружественной к молодежи» (которая находится в отделении 5 городской детской клинической больницы г. Донецка).

a_6c77620b
Читать далее →

Рубрика: Мои заметки, Психотерапия, сексология, Семья | Метки: , , , , | Добавить комментарий

Как научить ребенка безопасному поведению

Можно и нельзя

Достаточно часто в консультативной практике мне приходится сталкиваться с вопросом родителей: как научить ребенка безопасно вести себя в быту, на улице, с незнакомыми людьми. Не мудрствуя лукаво, я предлагаю рассмотреть этот вопрос с точки зрения простого житейского здравого смысла. Что это означает? Ваш ребенок растёт, и с каждым годом прибавляется как степень его самостоятельности, так и степень его ответственности за собственное поведение, поступки и т. д. Это нормальный процесс развития личности, который не должны останавливать ни война, ни голод, ни эпидемии.

Читать далее →

Рубрика: Дети, Мои заметки, Психотерапия, Семья | Метки: , , , , , , , | Добавить комментарий

В чем я вижу свою стратегию работы с особыми детьми?

Рисующий ребёнок1. Самое главное — это сотрудничество с семьей. Кроме коррекционных занятий со специалистом обязательным является выполнение «домашних заданий» — программы, которая расписывается мною индивидуально для каждого ребенка также с учетом его зоны ближайшего развития. Ведь даже дети со схожим по звучанию диагнозом очень часто не похожи друг на друга. Какие-то из психических или физических навыков могут быть более развиты, а какие-то менее. В связи с этим и расписывается индивидуальная коррекционная программа для ребенка. Эта программа должна выполняться систематически дома — родителями, в кабинете — специалистом. К сожалению, «волшебной таблетки» не существует, и если вы с ребенком начали работать по коррекционной программе, настройтесь на то, что это длительный и монотонный труд: ежедневно складывать кубики по цветам, сортировать игровые предметы, учить ребенка показывать пальцем, смотреть в глаза или просто учить его подражать и многое, многое другое. Да, обычные детки все это осваивают сами, но в ситуации когда наш ребенок — особёнок, приходится работу начинать с освоения элементарных навыков. Что касается самой работы, то я использую различные развивающие методики, в том числе и ABA-терапию, игротерапию, сенсорную интеграцию. Если это уместно с конкретным ребенком — использую сказкотерапию и пескотерапию. Хорошо себя зарекомендовала в работе с любыми детками телесно-ориентированная терапия. Всем необходимым приемам обучаю родителей, потому что, как уже сказала выше, без сотрудничества сложно ожидать хороших и быстрых результатов.

Читать далее →

Рубрика: Методики, Мои заметки, Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей | Метки: , , , , , , , | Добавить комментарий