Архив метки: кризисы семьи

Список прав родителей особого ребенка

Автор: Кэй Феррелл

Родителям особых детей — обязательно прочитать и не забывать никогда! Список прав родителей особого ребенка, составленный Кэй Феррелл (исполнительный директор Национального центра по тяжелым сенсорным нарушениям, Университет Северного Колорадо).

21432_516566775079986_1831556649_n

ПРАВО ЗЛИТЬСЯ. В нашей жизни ничто не готовит нас к инвалидности ребенка. Когда это ваш ребенок, то это кажется особенно несправедливым. Вы не просили об этом, и вы мало что можете с этим поделать. Под угрозой оказались ваше чувство контроля над своей жизнью и жизнью вашего ребенка. Злитесь, но используйте эту злость, чтобы добиться наилучших услуг для вашего ребенка.

ПРАВО СПРАШИВАТЬ МНЕНИЕ ДРУГОГО СПЕЦИАЛИСТА. Это нормально обратиться за мнением другого эксперта, если вам предстоит операция, вы собираетесь инвестировать деньги или покупаете подержанную машину. В отношении вашего ребенка действует то же правило, идет ли речь о лечении или об образовательной программы. Времена меняются, и подходы к лечению меняются тоже.

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ. Частная жизнь каждого члена семьи может оказаться под угрозой просто из-за присутствия ребенка с инвалидностью. Неожиданно появляется целая толпа специалистов, анализирующая условия вашей жизни, дающая советы, а иногда даже осуждающая действия отдельных членов семьи. По словам одной матери, самым сложным для нее оказалась необходимость обращаться к экспертам: «Тяжело, когда кто-то постоянно говорит мне, как обращаться с моим собственным ребенком». В вашей жизни есть аспекты, которые просто никого больше не касаются. Если вы не хотите давать интервью СМИ, если вы не хотите, чтобы вашего ребенка фотографировали, то у вас есть полное право отказаться.

ПРАВО ПРОДОЛЖАТЬ ПОПЫТКИ. Хотя родительские обязанности не из легких, все родители пытаются сделать все, что в их силах. Задачу могут осложнить благие намерения друзей и специалистов, которые заверяют, что ваш ребенок никогда не сможет достигнуть поставленных вами целей, или что вы должны просто смириться и принять тот факт, что у вашего ребенка множество проблем, и он никогда не сможет развиваться нормально. Вы правы, если вы отказываетесь сдаться. У вашего ребенка всегда есть потенциал для обучения, и никто не знает, какое событие или комбинация событий могут оказать на него решающее влияние. Даже если окружающие окажутся правы, что с того? У вас останется знание, что вы действительно сделали для своего ребенка все, что было в ваших силах.

ПРАВО ПРЕКРАТИТЬ ПОПЫТКИ. Друзья и специалисты с благими намерениями также могут говорить родителям, что они недостаточно или слишком мало работают со своими детьми с инвалидностью. «Если вы будете просто делать это дома в течение 15 минут в день и по выходным, вы заметите разницу». Правда в том, что разницы может и не быть. Это вы живете со своим ребенком. И это от вас требуют сделать еще вот это. Это вам приходится чувствовать, что вы обязаны добиться в домашних условиях того, что специально подготовленные педагоги не могут сделать в школе. И если этим вечером вы просто никак не можете найти на это время, то ничего! Это ваше решение.

ПРАВО УСТАНАВЛИВАТЬ ГРАНИЦЫ. Есть предел того, что может сделать один человек. Не надо ожидать от себя круглосуточных мыслей только о ребенке. Ваш ребенок не должен ожидать, что он будет центром вашего внимания. У вас есть свои границы, у ребенка тоже есть свои границы. Учитесь распознавать их, и позвольте себе проанализировать ситуацию, прежде чем реагировать от злости или усталости. Вы не обязаны быть «сверхродителями».

ПРАВО БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ. Педагоги и терапевты, которые работают с детьми и их семьями часто дают родителям задания для выполнения их дома. Помните, что вы в первую очередь мама и папа. Вы не обязаны все время быть педагогом или терапевтом. Даже педагог или терапевт вашего ребенка не может учить или лечить круглые сутки. (Если спросите их, то они, возможно, признаются, что у них куда лучше получается учить и лечить чужих детей, чем справляться со своими собственными). Вам с ребенком нужно время, чтобы подурачиться, похихикать, пощекотать, рассказать сказку, посмеяться и просто ничего не делать. Такие периоды – это такое же «обучение и лечение» вашего ребенка, как и время ваших запланированных занятий.

ПРАВО НЕ ПРОЯВЛЯТЬ ЭНТУЗИАЗМА. Никто не ожидает, что вы будете «в боевой готовности» постоянно. Иногда вам будет грустно, вы будете болеть, вы будете беспокоиться о деньгах или волноваться за ребенка. Если другие люди увидят в этом признак того, что вы «не справляетесь», или что вы «не принимаете ситуацию с вашим ребенком», то это их проблемы. Никто не восторгается своей работой ежедневно, она может быть невыносимой сегодня, но интересной завтра. То же самое относится и к воспитанию детей. Иногда ваш ребенок будет вас восхищать, а в другие дни родительские обязанности покажутся самой скучной вещью в мире. Вы имеете право быть «на подъеме» в одни периоды и «не в лучшей форме» в другие.

ПРАВО РАЗДРАЖАТЬСЯ НА ВАШЕГО РЕБЕНКА. Будут дни, когда ваш ребенок будет вам очень нравиться, и дни, когда это будет не так, и это не значит, что вы не любите своего ребенка. Дети с инвалидностью могут быть несносными точно так же, как и все другие дети, и им не нужно все позволять. Вы можете чувствовать себя виноватыми по этому поводу, но ребенку это пойдет лишь на пользу.

ПРАВО НА ОТДЫХ. Вам нужно время, которое вы потратите только на себя, время с вашим супругом или партнером или другими взрослыми членами семьи, либо просто время без детей. Многие родители описывают непередаваемое чувство свободы, когда они в первый раз одни идут в продуктовый магазин после рождения ребенка, хотя они и занимаются при этом домашним хозяйством и поговорить им не с кем за исключением кассира. Ваша жизнь состоит из многих частей. Каждая часть заслуживает вашего внимания и заботы, как и ваш ребенок. В долгосрочной перспективе ваш отдых принесет ребенку только пользу.

ПРАВО БЫТЬ ГЛАВНЫМ ЭКСПЕРТОМ. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо еще. Вы проводите вместе больше всего времени, вы знаете, что работает, а что не работает с вашим ребенком. Педагоги и терапевты приходят и уходят, но вы остаетесь главным экспертом с самым большим опытом и познаниями о вашем ребенке. У вас есть право принимать окончательные решения в отношении образования, развития, общения и лечения вашего ребенка, по крайней мере, до тех пор, пока ребенок не будет в состоянии принимать решения в качестве взрослого. Специалистам не придется жить с последствиями их решений, так что хотя их мнения для вас важны, помните, что это только мнения, а не факты. Они не могут говорить вам, что «вы неправы», «вы об этом пожалеете», «вы эгоистичны» или «вы не планируете на будущее». Они не должны вызывать у вас чувства вины и давить на вас, требуя принять определенное решение. Родители – это главный ресурс, который есть у ребенка.

ПРАВО НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО. Все эти права родителей сводятся к праву на уважение и общение на равных. Вас не нужно ни жалеть, ни восхищаться вами, но вы заслуживаете того, чтобы вас выслушивали и поддерживали, не осуждая. Вы заслуживаете равного отношения независимо от того, есть ли у вашего ребенка инвалидность или нет. Вы заслуживаете правды от врачей, педагогов, социальных работников и терапевтов, которые вам помогают. Вы заслуживаете, чтобы друзья, соседи, родственники видели в вас не только «родителя ребенка-инвалида». Вы заслуживаете знать, почему врач обследует определенную часть организма ребенка. Если вам не объясняют причину, то спрашивайте. Вы заслуживаете того, чтобы специалисты не опаздывали на встречи. Вы заслуживаете того, чтобы с вами разговаривали как с взрослым человеком. Если вам кажется, что педагог или терапевт говорят с вами свысока, то скажите им об этом открыто. Порою родителям ребенка с инвалидностью приходится рисковать и вести себя агрессивно, иногда даже грубо, чтобы сохранить человеческое достоинство, на которое они имеют право.

50604_w54016yq

Рубрика: Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей, Это интересно | Метки: , , , , , , , | Добавить комментарий

О страхах родителей детей-«особят», или Как перестать себя разрушать

Море

Почти каждый раз при первом знакомстве с родителями ребенка-«особёнка» повторяется одна и та же проблема: когда ребенку первоначально ставят «диагноз», родители, напуганные неприятными новостями, судорожно и торопливо начинают искать «причину». И запускается крайне саморазрушительный процесс. Почему? Потому что в большинстве случаев «виновника» или причину, почему с ребенком произошло такое, найти невозможно. В современной медицине есть еще много «белых пятен» и вопросов, на которые нет однозначных ответов. Я видела довольно много детей с хорошими результатами электроэнцефалографии и МРТ, однако у этих деток стоял непростой диагноз, к примеру «аутизм». У некоторых из детей была очень гладкая история развития вплоть до первого всплеска болезни. В интернете блуждает много мифов по поводу возникновения неврологических и психических заболеваний у детей, связанных с прививками, с диетами и многих других. Однако, если серьезно исследовать эту проблему — ни один из этих мифов до сих пор не доказан. Например, до сих пор я не видела ни одного ребенка, которого «вылечили» от аутизма при помощи «безглютеновой и безказеиновой диеты». Как правило, параллельно с такой диетой, ребенок получал другие виды лечения и психолого-педагогической коррекции. И в этих случаях достоверно сложно сказать, только ли диета послужила улучшению состояния.

Читать далее →

Рубрика: Дети, Кризисы и личностный рост, Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей, Психотерапия, Семья | Метки: , , , , , , , , , , , | Добавить комментарий

Чем отличается мужское и женское (в продолжение темы женственности)

Мужское и женское

Современный образ жизни смешал многое: мы сейчас часто видим мужеподобных женщин и женоподобных мужчин. Но почему-то от этой степени свободы не прибавилось у людей личного счастья. Точнее, не добавилось внутренней гармонии, вкуса к жизни, удовольствия от происходящего с нами.

Мне всё чаще приходится слышать от клиенток, что они не живут, а существуют, что перестают испытывать радость от того, что еще недавно хотели, а кто-то вообще уже устал от ВСЕГО. Почему так случается? Мое личное мнение — это происходит чаще всего, когда человек не в ладу с самим собой. Мне могут возразить: «Сейчас жизнь такая!»

Читать далее →

Рубрика: Без рубрики | Метки: , , , , , , , , , , | 1 комментарий

Подари себе женское счастье — 2 (или откуда берется женственность)

evelinochkaПочему у меня появилась идея собрать такую группу? Тому есть несколько причин.

Когда я консультирую по семейным вопросам или провожу семейную психотерапию, регулярно сталкиваюсь с тем, что проблемы большинства семей схожи и знакомы, как близнецы. Проблемы женского одиночества или женской несчастливой судьбы часто тоже имеют одни и те же причины даже у совершенно разных женщин. Все, что необходимо женщине для того, чтобы жить счастливой наполненной жизнью, в ней заложено самой природой.

К сожалению, нет в окружающей нас обстановке той культурной среды, в которой женская сущность могла бы развиваться и расцветать. Уже выросло несколько поколений самостоятельных, сильных женщин, которые умеют ставить цели, добиваться профессиональных успехов, НО при этом боятся быть слабыми, бессильными, нежными. Это в наших девочек, увы, уже закладывается воспитанием. Средствами массовой информации в наших умах уже давно «женственность» заменена более физиологичным и узким понятием «сексуальность».

Читать далее →

Рубрика: Женский клуб, Кризисы и личностный рост, Семья | Метки: , , , , , , | 1 комментарий

Подари себе женское счастье (психотерапевтическая группа)

Пришла ВЕСНА! Хочется быть красивой и свежей, весенне-обворожительной, обаятельной и легкой, а главное — любимой? Но что-то в мире поломалось — или… в душе?

Женщина

Если ты сталкиваешься со сложностями в своей женской судьбе, если тебя угнетает женское одиночество или отношения стали пресными и тоскливыми на уровне «Дай…» и «Должна…»; тебе хочется в корне изменить свою жизнь; или ты ходишь по замкнутому кругу, где мужчины меняются, а роль, отведенная им в твоей судьбе, остается неизменной, да в конце концов просто идти по жизни женщиной: нежной, слабой, защищенной. Тогда добро пожаловать к нам!

Скажешь: «Нужно менять мужчин вокруг!» А вот и нет! Стоит начинать с самих себя, тогда и мужчины рядом начнут себя вести иначе. ПРОВЕРЕНО ПРАКТИКОЙ! Мои клиентки налаживают существующие отношения в семье, одинокие — наконец понимают, какой мужчина им рядом нужен и встречают его, строят с ним отношения. А самое главное — качественно меняется их жизнь, становится вкусней, насыщенней и интересней. Скажу честно: я не обещаю легких и мгновенных изменений. Работа над собой — это труд и смелость заглянуть в себя. Но, то, что это стоит потраченных сил и будет увлекательно — однозначно! Этот процесс подарит тебе чувство легкости и уверенности в себе. Ты увидишь, что многие проблемы решаются с легкостью, стоит только начать жить в ресурсном творческом состоянии. И то, что ты не захочешь ни за что возвращаться в свое прежнее душевное состояние — гаранирую!

Читать далее →

Рубрика: Женский клуб, Кризисы и личностный рост, Психотерапия, Семья | Метки: , , , , , , | 1 комментарий

Мечта

МечтаГештальт-сказка

— Прощай? — сказала Мечта.

— Прощай, — ответил ей Человек.

— И ты так просто покидаешь меня?

— Ну да, — сказал он, — а что?

— Ведь мы с тобой вместе столько лет, мы прошли через все испытания, ты лелеял и берег меня и никому не хотел отдавать, а теперь вот так? — с затаенной надеждой в голосе спросила Мечта.

Читать далее →

Рубрика: Мои сказки, Психотерапия, Сказкотерапия | Метки: , , , | Добавить комментарий

В чем я вижу свою стратегию работы с особыми детьми?

Рисующий ребёнок1. Самое главное — это сотрудничество с семьей. Кроме коррекционных занятий со специалистом обязательным является выполнение «домашних заданий» — программы, которая расписывается мною индивидуально для каждого ребенка также с учетом его зоны ближайшего развития. Ведь даже дети со схожим по звучанию диагнозом очень часто не похожи друг на друга. Какие-то из психических или физических навыков могут быть более развиты, а какие-то менее. В связи с этим и расписывается индивидуальная коррекционная программа для ребенка. Эта программа должна выполняться систематически дома — родителями, в кабинете — специалистом. К сожалению, «волшебной таблетки» не существует, и если вы с ребенком начали работать по коррекционной программе, настройтесь на то, что это длительный и монотонный труд: ежедневно складывать кубики по цветам, сортировать игровые предметы, учить ребенка показывать пальцем, смотреть в глаза или просто учить его подражать и многое, многое другое. Да, обычные детки все это осваивают сами, но в ситуации когда наш ребенок — особёнок, приходится работу начинать с освоения элементарных навыков. Что касается самой работы, то я использую различные развивающие методики, в том числе и ABA-терапию, игротерапию, сенсорную интеграцию. Если это уместно с конкретным ребенком — использую сказкотерапию и пескотерапию. Хорошо себя зарекомендовала в работе с любыми детками телесно-ориентированная терапия. Всем необходимым приемам обучаю родителей, потому что, как уже сказала выше, без сотрудничества сложно ожидать хороших и быстрых результатов.

Читать далее →

Рубрика: Методики, Мои заметки, Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей | Метки: , , , , , , , | 1 комментарий

Психотерапевтический мультфильм для детей, чьи родители переживают развод

В мультфильме доступным и понятным для детей языком рассказывается о причинах развода, о том, как дети переживают родительский развод; показываются позитивные пути выхода из кризиса. Рекомендуется в качестве дополнительного источника информации при семейной или детской психотерапии.

Смотрите видео онлайн:

…или скачайте по ссылке.

Смотрите также статьи «Папа, почему ты не борешься за своё счастье?» и «Иллюзии развода».

Рубрика: Это интересно | Метки: , , , , , | 1 комментарий

Папа, почему ты не борешься за свое счастье? (Решили разводиться — сохраните ребенку родителей)

Грустная девочкаВ заголовок я умышленно поставила слова девочки, чьи родители разводятся. Я сознательно опускаю в статье рассуждения на тему: хорошо или плохо разводиться. Меня интересует другой вектор проблемы: как помочь детям пережить развод. Детям сложно понять все перипетии родительских ссор и размолвок, они не знает другого способа жизни, кроме жизни в полной семье. И, столкнувшись с проблемой развода, им приходится, очень часто в одиночку, решать совсем не детские вопросы:

Как мне относиться теперь к папе (или маме)?
Если я люблю папу, а он ушел, это значит, что я — предатель?
Я плохо себя вел, не слушался папу, я виноват в том, что он ушел?
и многое-многое другое…

Читать далее →

Рубрика: Дети, Кризисы и личностный рост, Психотерапия, Семья | Метки: , , , , | Комментарии (3)