Архив метки: помощь

Паника и страх в период социальной нестабильности

В последние дни мне очень часто звонят близкие и дальние знакомые с информацией о каких-то пугающих происшествиях, о которых услышали от кого-то. Большая часть из них на поверку оказывается просто дезинформацией или пугающими слухами.

Страх

Но люди испуганы, делятся этим страхом с другими, в итоге, страх, как паутина, окутывает уже целые группы и семьи. Я тоже живой человек и так же с тревогой слежу за политическими событиями у нас в городе и в стране. Однако, как психологу, мне приходится сталкиваться еще и с тем, что эти пугающие слухи некоторых людей погружают в паническое состояние и даже лишают возможности объективно мыслить. Предлагаю немного разобраться с тем, что такое страх, тревога и паника и как с этим быть.

На картинке ниже показаны зоны головного мозга, которые отвечают за чувство страха:

Зоны мозга, ответственные за реакцию страха

Как можно видеть на схеме, все выделенные зоны, кроме чувствительной коры, относятся к самой древней части головного мозга — так называемому «мозгу рептилий».
Чтобы было понятнее, взгляните на следующее изображение:

Структура мозга

Эта, древнейшая формация головного мозга нам досталась от наших древнейших предков. Она имеется у рептилий, у птиц и у млекопитающих. Упрощенно говоря, эта часть мозга отвечает за элементарное биологическое выживание и управляет инстинктами. При этом инстинкты, за которые отвечает эта часть мозга очень схожи с инстинктами рептилий. «Мозг рептилий» не подчиняется логике и не может управляться сознанием или здравым смыслом. К слову сказать, к этой части мозга относятся и такие первичные эмоции, как ярость, ужас, панический страх, половой инстинкт и др.

Чем может быть для нас важна такая информация именно сейчас? Во-первых, важно понимать, что в состоянии ужаса, паники наше сознание «выключается», нашим поведением управляет «мозг рептилий», т.е. инстинкты, и мы не можем принимать адекватные логически выверенные решения. Часто, в состоянии паники человек сам не понимает, что делает, и в зависимости от прежнего опыта, у нас включаются три стратегии: замереть, бежать или бороться.

Сложнее всего переживать панику тем, у кого автоматически включается стратегия замирания: в теле энергии для борьбы за себя много, адреналин и гормоны стресса выбрасываются в кровь, а человек, словно, замороженный, не может ни сдвинуться с места, ни предпринять что-то для себя. Эта энергия внутри остается словно «законсервированной», блокируется мышцами тела. Любая ситуация, хоть чем-то напоминающая предыдущую, травмирующую, стимулирует организм на бессознательном уровне реализовать эту «законсервированную» энергию: паника, страх, ярость и т.п. стремятся вырваться наружу. Поэтому человек, у которого на шок или стресс сработал инстинкт «замирания» на повторяющиеся травмирующие ситуации может реагировать значительно сильнее, вплоть до аффекта вне зависимости от того, насколько велика реальная угроза.

Конечно, в идеале, с такими состояниями должна работать психотерапия. Но мне хочется сказать о той, хотя бы минимальной помощи, которую мы можем сами себе оказать. В состоянии замирания, в теле замирает многое: от гипервозбуждения сужаются сосуды, останавливается, замирает дыхание, напрягается диафрагма, многие группы мышц. Чем можно помочь себе, чтобы предотвратить приступы неконтролируемых аффективных реакций?

Любые физические упражнения, которые раскрепощают тело, помогают ему стать гибче, любая дыхательная гимнастика, особенно упражнения с диафрагмой, пение, дыхание «в низ живота» и т.п. Все это помогает пережить стрессовые состояния, если, как профилактику, повторять регулярно и постоянно. Инстинктивные реакции нельзя подавить логикой, именно поэтому с ними хорошо работает телесно-ориентированная терапия. Все, что пробуждает инстинктивные телесные ресурсы, идет на пользу нам в борьбе со стрессом. Тогда психика намного легче переживает стресс. В некоторых ситуациях даже танцы помогают.

И еще нашла полезную табличку, которая неплохо помогает фильтровать информацию, особенно из интернета:

oTCr1AxVVEs

Очень много информации в интернете гуляет с пометками: «ДОСТОВЕРНО», «ПРОВЕРЕНО» и т.п. Сейчас идет информационная война. Я не знаю, кому она более выгодна и не берусь об этом судить, но, как психолог, хорошо знаю, что напуганными людьми легче управлять (вспомните, что в состоянии страха активизируется «мозг рептилий», а сознание отключается). Для того, нам людям и дан неокортекс (часть мозга высших млекопитающих), чтобы мы могли жить не только инстинктами (страха, ярости, голода и др.). Но и управлять собой и своей жизнью, в том числе и через отношение к информации, которой нас «кормят».

Случается, правда, что человек всё понимает умом, но со своей паникой совладать не в силах. Это зависит от степени и количества психологических травм, которые незалеченными он несет в себе. Причем, самые тяжелые из них, мы, как правило, не помним (в состоянии шока сознание выключается, работает только «мозг рептилий»). И эти переживания, абсолютно нелогичные, но очень интенсивные, могут подниматься в периоды, когда возникает другая угроза (реальная или предполагаемая). И тогда на психику обрушиваются удвоенной и утроенной силы переживания. В этом случае нужна серьезная и длительная психотерапевтическая работа по залечиванию шоковой травмы, пережитой человеком в прошлом. У кого-то в этом состоянии начинается тяжелая истерика, кто-то занят хаотическими и бессмысленными действиями (стратегия «убегания»), а кто-то впадает в немотивированную бешеную ярость. Да-да, среди тех, кто в эти дни проявлял свою жестокость в противостояниях (например, в Одессе или Мариуполе) очень много т. н. «травматиков» (людей, несущих в себе боль психологической травмы). Я никого не защищаю, просто старюсь писать здесь беспристрастно, как специалист. Часть из них потом была просто напугана тем, что творили сами (когда сознание было охвачено инстинктивными эмоциями). Это очень печально, но в нашем обществе много людей с тяжелыми психологическими травмами. И сейчас, в период социальной нестабильности, угрозы военных действий и даже угрозы жизни, энергия всех этих травм и первобытных чувств, замороженных в обычном состоянии социальной стабильности, ищет себе выход и реализацию.

Очень хотелось бы, чтобы нами руководили не только первобытные инстинкты и чувства (мозг рептилий), а здравый смысл — тогда во многом было бы легче. Давайте начнем хотя бы с себя.

Смотрите также: статья «Как помочь себе в кризисе?»

Рубрика: Кризисы и личностный рост, Психотерапия | Метки: , , , , , , , , | 1 комментарий

Список прав родителей особого ребенка

Автор: Кэй Феррелл

Родителям особых детей — обязательно прочитать и не забывать никогда! Список прав родителей особого ребенка, составленный Кэй Феррелл (исполнительный директор Национального центра по тяжелым сенсорным нарушениям, Университет Северного Колорадо).

21432_516566775079986_1831556649_n

ПРАВО ЗЛИТЬСЯ. В нашей жизни ничто не готовит нас к инвалидности ребенка. Когда это ваш ребенок, то это кажется особенно несправедливым. Вы не просили об этом, и вы мало что можете с этим поделать. Под угрозой оказались ваше чувство контроля над своей жизнью и жизнью вашего ребенка. Злитесь, но используйте эту злость, чтобы добиться наилучших услуг для вашего ребенка.

ПРАВО СПРАШИВАТЬ МНЕНИЕ ДРУГОГО СПЕЦИАЛИСТА. Это нормально обратиться за мнением другого эксперта, если вам предстоит операция, вы собираетесь инвестировать деньги или покупаете подержанную машину. В отношении вашего ребенка действует то же правило, идет ли речь о лечении или об образовательной программы. Времена меняются, и подходы к лечению меняются тоже.

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ. Частная жизнь каждого члена семьи может оказаться под угрозой просто из-за присутствия ребенка с инвалидностью. Неожиданно появляется целая толпа специалистов, анализирующая условия вашей жизни, дающая советы, а иногда даже осуждающая действия отдельных членов семьи. По словам одной матери, самым сложным для нее оказалась необходимость обращаться к экспертам: «Тяжело, когда кто-то постоянно говорит мне, как обращаться с моим собственным ребенком». В вашей жизни есть аспекты, которые просто никого больше не касаются. Если вы не хотите давать интервью СМИ, если вы не хотите, чтобы вашего ребенка фотографировали, то у вас есть полное право отказаться.

ПРАВО ПРОДОЛЖАТЬ ПОПЫТКИ. Хотя родительские обязанности не из легких, все родители пытаются сделать все, что в их силах. Задачу могут осложнить благие намерения друзей и специалистов, которые заверяют, что ваш ребенок никогда не сможет достигнуть поставленных вами целей, или что вы должны просто смириться и принять тот факт, что у вашего ребенка множество проблем, и он никогда не сможет развиваться нормально. Вы правы, если вы отказываетесь сдаться. У вашего ребенка всегда есть потенциал для обучения, и никто не знает, какое событие или комбинация событий могут оказать на него решающее влияние. Даже если окружающие окажутся правы, что с того? У вас останется знание, что вы действительно сделали для своего ребенка все, что было в ваших силах.

ПРАВО ПРЕКРАТИТЬ ПОПЫТКИ. Друзья и специалисты с благими намерениями также могут говорить родителям, что они недостаточно или слишком мало работают со своими детьми с инвалидностью. «Если вы будете просто делать это дома в течение 15 минут в день и по выходным, вы заметите разницу». Правда в том, что разницы может и не быть. Это вы живете со своим ребенком. И это от вас требуют сделать еще вот это. Это вам приходится чувствовать, что вы обязаны добиться в домашних условиях того, что специально подготовленные педагоги не могут сделать в школе. И если этим вечером вы просто никак не можете найти на это время, то ничего! Это ваше решение.

ПРАВО УСТАНАВЛИВАТЬ ГРАНИЦЫ. Есть предел того, что может сделать один человек. Не надо ожидать от себя круглосуточных мыслей только о ребенке. Ваш ребенок не должен ожидать, что он будет центром вашего внимания. У вас есть свои границы, у ребенка тоже есть свои границы. Учитесь распознавать их, и позвольте себе проанализировать ситуацию, прежде чем реагировать от злости или усталости. Вы не обязаны быть «сверхродителями».

ПРАВО БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ. Педагоги и терапевты, которые работают с детьми и их семьями часто дают родителям задания для выполнения их дома. Помните, что вы в первую очередь мама и папа. Вы не обязаны все время быть педагогом или терапевтом. Даже педагог или терапевт вашего ребенка не может учить или лечить круглые сутки. (Если спросите их, то они, возможно, признаются, что у них куда лучше получается учить и лечить чужих детей, чем справляться со своими собственными). Вам с ребенком нужно время, чтобы подурачиться, похихикать, пощекотать, рассказать сказку, посмеяться и просто ничего не делать. Такие периоды – это такое же «обучение и лечение» вашего ребенка, как и время ваших запланированных занятий.

ПРАВО НЕ ПРОЯВЛЯТЬ ЭНТУЗИАЗМА. Никто не ожидает, что вы будете «в боевой готовности» постоянно. Иногда вам будет грустно, вы будете болеть, вы будете беспокоиться о деньгах или волноваться за ребенка. Если другие люди увидят в этом признак того, что вы «не справляетесь», или что вы «не принимаете ситуацию с вашим ребенком», то это их проблемы. Никто не восторгается своей работой ежедневно, она может быть невыносимой сегодня, но интересной завтра. То же самое относится и к воспитанию детей. Иногда ваш ребенок будет вас восхищать, а в другие дни родительские обязанности покажутся самой скучной вещью в мире. Вы имеете право быть «на подъеме» в одни периоды и «не в лучшей форме» в другие.

ПРАВО РАЗДРАЖАТЬСЯ НА ВАШЕГО РЕБЕНКА. Будут дни, когда ваш ребенок будет вам очень нравиться, и дни, когда это будет не так, и это не значит, что вы не любите своего ребенка. Дети с инвалидностью могут быть несносными точно так же, как и все другие дети, и им не нужно все позволять. Вы можете чувствовать себя виноватыми по этому поводу, но ребенку это пойдет лишь на пользу.

ПРАВО НА ОТДЫХ. Вам нужно время, которое вы потратите только на себя, время с вашим супругом или партнером или другими взрослыми членами семьи, либо просто время без детей. Многие родители описывают непередаваемое чувство свободы, когда они в первый раз одни идут в продуктовый магазин после рождения ребенка, хотя они и занимаются при этом домашним хозяйством и поговорить им не с кем за исключением кассира. Ваша жизнь состоит из многих частей. Каждая часть заслуживает вашего внимания и заботы, как и ваш ребенок. В долгосрочной перспективе ваш отдых принесет ребенку только пользу.

ПРАВО БЫТЬ ГЛАВНЫМ ЭКСПЕРТОМ. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо еще. Вы проводите вместе больше всего времени, вы знаете, что работает, а что не работает с вашим ребенком. Педагоги и терапевты приходят и уходят, но вы остаетесь главным экспертом с самым большим опытом и познаниями о вашем ребенке. У вас есть право принимать окончательные решения в отношении образования, развития, общения и лечения вашего ребенка, по крайней мере, до тех пор, пока ребенок не будет в состоянии принимать решения в качестве взрослого. Специалистам не придется жить с последствиями их решений, так что хотя их мнения для вас важны, помните, что это только мнения, а не факты. Они не могут говорить вам, что «вы неправы», «вы об этом пожалеете», «вы эгоистичны» или «вы не планируете на будущее». Они не должны вызывать у вас чувства вины и давить на вас, требуя принять определенное решение. Родители – это главный ресурс, который есть у ребенка.

ПРАВО НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО. Все эти права родителей сводятся к праву на уважение и общение на равных. Вас не нужно ни жалеть, ни восхищаться вами, но вы заслуживаете того, чтобы вас выслушивали и поддерживали, не осуждая. Вы заслуживаете равного отношения независимо от того, есть ли у вашего ребенка инвалидность или нет. Вы заслуживаете правды от врачей, педагогов, социальных работников и терапевтов, которые вам помогают. Вы заслуживаете, чтобы друзья, соседи, родственники видели в вас не только «родителя ребенка-инвалида». Вы заслуживаете знать, почему врач обследует определенную часть организма ребенка. Если вам не объясняют причину, то спрашивайте. Вы заслуживаете того, чтобы специалисты не опаздывали на встречи. Вы заслуживаете того, чтобы с вами разговаривали как с взрослым человеком. Если вам кажется, что педагог или терапевт говорят с вами свысока, то скажите им об этом открыто. Порою родителям ребенка с инвалидностью приходится рисковать и вести себя агрессивно, иногда даже грубо, чтобы сохранить человеческое достоинство, на которое они имеют право.

50604_w54016yq

Рубрика: Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей, Это интересно | Метки: , , , , , , , | Добавить комментарий

Беседа со специалистом: ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Эта статья — выдержки из интервью, которое я брала у уважаемого мной специалиста, Врача и Профессионала с большой буквы. Статья была опубликована более 10 лет назад в одной из донецких газет, но за это время не утратила своей актуальности. Побудили меня к публикации частые вопросы родителей на тему полового воспитания, и тут я вспомнила, что у меня есть качественная информация на тему сексуального воспитания детей из первых рук: от врача-психотерапевта, одна из специализаций которого — детская сексопатология.

Итак, разрешите представить, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, гинеколог Ирина Вячеславовна Бабенко-Сорокопуд, заведующая «Клиники, дружественной к молодежи» (которая находится в отделении 5 городской детской клинической больницы г. Донецка).

a_6c77620b
Читать далее →

Рубрика: Мои заметки, Психотерапия, сексология, Семья | Метки: , , , , | Добавить комментарий

Как помочь себе в кризисе?

Последнее время очень много вопросов на моих консультациях занимают переживания людей, связанные с нестабильной политической и экономической ситуацией в стране. Новый политический термин «майдан» захватил наши души и у всех без исключения вызывает эмоции.

Чаще всего ко мне люди обращаются со страхами и паническими переживаниями. Эмоции настолько сильные, что человек, приходящий на консультацию, не может с ними совладать, и они захватывают его целиком. Это мешает вести продуктивный образ жизни, нормально заботиться о себе, о близких и о детях. Мысли то и дело возвращаются к страшным картинкам того «что будет с нами», препятствуют нормально работать, да и просто отдыхать.

Кризис-2012

Как помешать таким настроениям захватить наше сознание? Как помочь себе стать психологически устойчивее, несмотря на политические катаклизмы? На самом деле ресурсы к этому есть у каждого человека, важно помнить об этом и уметь этим правильно пользоваться.

Для меня, как для психолога, в подобных ситуациях всегда возникает важный вопрос: КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОДДЕРЖАТЬ САМ СЕБЯ В КРИЗИСЕ?

  1. Главное, что хотелось бы пронести сквозь всю тему: пережить кризис помогает хороший контакт с реальностью. Очень важно находиться «здесь и сейчас». Если мои мысли в прошлом (я там все время копаюсь, жалею или думаю о том, что нужно было в прошлом сделать так-то или так-то), или мысли поглощены будущим (страхами и переживанием, как оно там будет), то я не нахожусь в реальности, в настоящем моменте. Это значит, что мои силы утекают в прошлое или будущее (образно говоря), но на то, чтобы в настоящем управлять своей жизнью у меня сил не остается. Такое «бегство» в прошлое или будущее дает временную иллюзию того, что я справляюсь со своими страхами. Но, поскольку это бегство виртуальное, проблем сегодняшних нам оно не помогает решить. Один из признаков такого «бегства» — на фоне эмоций и переживаний начинает кружиться голова. Очень важно отслеживать: где я нахожусь сейчас мыслями. Одна моя клиентка поделилась, что ей в этом очень помогает, когда она пытается всматриваться внимательно в то, что происходит вокруг. Еще помогают возвращаться в реальность ощущения своего тела. Чем лучше я прислушиваюсь к своим ощущениям сейчас, тем лучше мой эмоциональный и интеллектуальный контакт с реальностью.
  2. Принцип «холодной головы». Мысли и информацию, которые приходят к вам, желательно пропускать через сито здравого смысла, холодного рассудка. Важно понимать, что сейчас идет информационная война, и людьми, которые запуганы, управлять намного легче. В этой войне очень важную роль играют наши СМИ. Поэтому ваша первейшая задача — не поддаться панике, не вовлекаться в разговоры, главной темой которых «Ужас, ужас…» и т. п. Дело в том, что для многих разговоры на тему: «Как все плохо и ужасно вокруг…» являются привычным способом проводить время. Еще Эрик Берн (основоположник транзактного анализа) описывал подобное времяпрепровождение, как бесполезную психологическую игру, которая отнимает много сил и времени, но не приводит к продуктивным изменениям в жизни. Не дайте себя вовлекать в подобные манипуляции вашим сознанием.
  3. В связи с этим очень важно понимать, с кем вы общаетесь и на какие темы. Мы привыкли, что нормально — это есть доброкачественную пищу, а не протухшую и отравленную, нормально — пить чистую воду. Но, что касается общения, здесь фильтры установлены не у всех. Важно понимать свою меру переносимости в отношении негативной информации, негативного общения и людей, которые «отравляют» вас своими идеями и мыслями. Такого рода «отравляющее» общение у некоторых людей забирает много сил и энергии. В кризисные моменты очень важно понимать и отдавать себе отчет, какого рода люди вас окружают, и к каким мыслям они вас направляют общением с вами. Общайтесь побольше с теми, кто умеет извлекать пользу даже в сложных ситуациях, с теми, кто умеет не впадать в роль жертвы, а брать ответственность за свою жизнь в собственные руки. У них вы сможете зарядиться положительной энергией оптимизма, научиться приемам превращения негатива в полезный опыт. Только хочу оговориться — я не призываю вас к приемам «позитивной психологии», во всем видеть только позитив, только хорошее, а плохого не замечать. Это в корне неправильно. Таким образом мы просто создадим себе новую иллюзию, которая будет уводить нас от реальности, и не сможем вовремя предпринять важные шаги, заметить опасную ситуацию. Я — за хороший контакт с реальной ситуацией и за умение извлекать пользу для своей жизни и своего опыта.

    1338624006_krizis2

  4. Очень важный принцип для нашей психики — это порядок вокруг. Особенно, когда все вокруг грозится развалиться непонятным хаосом. Как говорил устами своего героя, профессора Преображенского, писатель Михаил Булгаков: «Разруха. Это — мираж, дым, фикция. Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».

    Существуют интересная теория, которая подтверждает эти слова, т. н. «Теория разбитых окон» Интересующиеся могут пройти по ссылке.

    Чем полезна эта теория для нас? Дело в том, что нашему подсознанию очень важна обстановка вокруг нас и чувство безопасности существования напрямую связано с ощущением порядка вокруг. Мы не в силах каждый по отдельности повлиять на сложившуюся мировую или политическую ситуацию. Но есть такой хороший психологический прием, который помогает стабилизировать нашу жизнь и дает реальный прилив сил. Займитесь понемногу, но регулярно, наведением порядка в своей жизни: сходите к стоматологу, полечите зубы, если это откладывали, пришейте отвалившуюся пуговицу, заклейте уголок отклеившихся обоев, наведите порядок на дальних полках в шкафу, разберите бумаги и выбросите ненужное, замените кран, до которого никак не доходили руки… Словом, завершайте мелкие незавершенные дела, чем больше — тем лучше. Принцип прост и понятен. Как это работает? Дело в том, что любое незавершенное действие создает в коре головного мозга т.н. «доминанту» — очаг возбуждения, на поддержание которого уходит физиологическая энергия организма. Сознание забыло уже об этом, а подсознание помнит. Завершая дела, мы высвобождаем эту энергию, как правило, она творческая. Это ощущается как прилив сил, положительных эмоций. У нас появляются силы делать что-то важное дальше со своей жизнью. Этот прием — один из множества приемов психологии бизнеса и психологии успеха. Не смущайтесь его кажущейся простотой. Попробуйте, и ощущение хаоса начнет покидать вас.

  5. Финансовые вопросы. Поддавшись панике, некоторые начинают вводить режим строжайшей и неоправданной экономии, а другие снимают стресс «шоппингом» и массой ненужных покупок. Думаю, не нужно объяснять, что и то, и другое — это крайности, неловкие попытки справиться со стрессом. Стресс нужно снимать иначе: учиться расслабляться и концентрироваться на главном. Тогда в любой переменчивой ситуации ваш «внутренний компас» не подведет вас.
  6. Очень полезно помнить о ресурсах в прошлом. Кто-то из нас пережил тяжелые 90-е годы, когда людям не платили зарплату, и выстраивались огромные очереди за хлебом. Мы ведь это пережили? Оглянитесь — ведь сейчас мы живем намного лучше. Значит, у нас есть силы и сейчас пережить. И есть еще родовые ресурсы, родовая память, о которой не стоит забывать. Вот именно в эти дни, хорошо бы поговорить с родственниками, восстановить воспоминания о том, как бабушки, дедушки и другие родственники жили в сложные периоды: война, голод и т. д. Как рожали детей, воспитывали их, дожили до старости, несмотря ни на что. Этот опыт уже есть у нас — в родовой памяти, а значит, и мы можем им воспользоваться и опираться на умения наших предков выживать в кризисных ситуациях. Даже семейные разговоры об этом за чашкой чая придают много сил и уверенности. Не забывайте о своих ресурсах и о положительном опыте прошлого!
  7. И последнее, немаловажное: работа с телом, любые физические упражнения, которые доставляют вам удовольствие и дают физическую разрядку, все это помогает снимать стресс и притупляет эмоции страха. Ведь страх парализует тело, задерживает дыхание, сжимает грудную клетку. Методом от противного — если мы активизируем все эти зоны движением, страх и стрессовые переживания, как правило, уходят или значительно ослабляются.

    1353402431_0001hadw

Займитесь собой, уделите себе внимание, возвращайте свои мысли в реальность и начните соблюдать эмоциональную и интеллектуальную диету, отслеживайте — что в себя впитываете, и вы сможете управлять своей жизнью.

Всего Вам доброго!

Рубрика: Кризисы и личностный рост, Психотерапия | Метки: , , , , , , | Добавить комментарий

О страхах родителей детей-«особят», или Как перестать себя разрушать

Море

Почти каждый раз при первом знакомстве с родителями ребенка-«особёнка» повторяется одна и та же проблема: когда ребенку первоначально ставят «диагноз», родители, напуганные неприятными новостями, судорожно и торопливо начинают искать «причину». И запускается крайне саморазрушительный процесс. Почему? Потому что в большинстве случаев «виновника» или причину, почему с ребенком произошло такое, найти невозможно. В современной медицине есть еще много «белых пятен» и вопросов, на которые нет однозначных ответов. Я видела довольно много детей с хорошими результатами электроэнцефалографии и МРТ, однако у этих деток стоял непростой диагноз, к примеру «аутизм». У некоторых из детей была очень гладкая история развития вплоть до первого всплеска болезни. В интернете блуждает много мифов по поводу возникновения неврологических и психических заболеваний у детей, связанных с прививками, с диетами и многих других. Однако, если серьезно исследовать эту проблему — ни один из этих мифов до сих пор не доказан. Например, до сих пор я не видела ни одного ребенка, которого «вылечили» от аутизма при помощи «безглютеновой и безказеиновой диеты». Как правило, параллельно с такой диетой, ребенок получал другие виды лечения и психолого-педагогической коррекции. И в этих случаях достоверно сложно сказать, только ли диета послужила улучшению состояния.

Читать далее →

Рубрика: Дети, Кризисы и личностный рост, Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей, Психотерапия, Семья | Метки: , , , , , , , , , , , | Добавить комментарий

Что такое психотерапия

Руководство для начинающего пользователя :)

Пазл

На первой встрече часто клиенты мне говорят похожие слова:
— Я не знаю, о чем нужно говорит психологу, я не знаю с чего начинать.
— Я не знаю, как правильно общаться с психологом.

При этом все, без исключения, хотят скорейшего облегчения или улучшения своей жизненной ситуации. Вот так и родилась у меня мысль создать нечто наподобие «краткого руководства для начинающего пользователя психотерапией» :)

Читать далее →

Рубрика: Кризисы и личностный рост, Психотерапия | Метки: , , , , , , | Добавить комментарий

Как научить ребенка безопасному поведению

Можно и нельзя

Достаточно часто в консультативной практике мне приходится сталкиваться с вопросом родителей: как научить ребенка безопасно вести себя в быту, на улице, с незнакомыми людьми. Не мудрствуя лукаво, я предлагаю рассмотреть этот вопрос с точки зрения простого житейского здравого смысла. Что это означает? Ваш ребенок растёт, и с каждым годом прибавляется как степень его самостоятельности, так и степень его ответственности за собственное поведение, поступки и т. д. Это нормальный процесс развития личности, который не должны останавливать ни война, ни голод, ни эпидемии.

Читать далее →

Рубрика: Дети, Мои заметки, Психотерапия, Семья | Метки: , , , , , , , | Добавить комментарий

Аутизм глазами аутиста

10 фактов про аутизм, которые стоит знать каждому.

Статья написана девушкой с диагнозом «аутизм». Мне кажется, эта информация может быть полезна многим, кто интересуется данной проблемой.

Много людей

Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами. Однако это лишь клиническое определение, и это не самое важное из того, что необходимо знать об аутизме.

Итак… что же должен знать об аутизме обычный человек? Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности. Так что давайте перечислим их.

Читать далее →

Рубрика: Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям, Помощь родителям особых детей, Это интересно | Метки: , , , | 1 комментарий

Немира В. Гении тоже страдают задержкой умственного развития

Человек дождя

Помнится, что в нашумевшем фильме Барри Левинсона «Человек дождя» меня потрясла даже не игра актеров (хотя играли они здорово, особенно Дастин Хофман, исполнитель роли Реймонда Бэббитта), а загадочная болезнь, вокруг которой собственно и был построен сюжет, — аутизм. Честно говоря, раньше я об этом заболевании даже не слышал. Поэтому, не откладывая дело в долгий ящик, начал рыться в медицинских книгах и энциклопедиях. То, что мне удалось выяснить, оказалось весьма интересным.

Читать далее →

Рубрика: Патопсихология и коррекционная работа, Помощь особым детям | Метки: , , , , | Добавить комментарий

Чем отличается мужское и женское (в продолжение темы женственности)

Мужское и женское

Современный образ жизни смешал многое: мы сейчас часто видим мужеподобных женщин и женоподобных мужчин. Но почему-то от этой степени свободы не прибавилось у людей личного счастья. Точнее, не добавилось внутренней гармонии, вкуса к жизни, удовольствия от происходящего с нами.

Мне всё чаще приходится слышать от клиенток, что они не живут, а существуют, что перестают испытывать радость от того, что еще недавно хотели, а кто-то вообще уже устал от ВСЕГО. Почему так случается? Мое личное мнение — это происходит чаще всего, когда человек не в ладу с самим собой. Мне могут возразить: «Сейчас жизнь такая!»

Читать далее →

Рубрика: Без рубрики | Метки: , , , , , , , , , , | 1 комментарий